36 историй о художниках, которых автор этой книги Альфредо Аккатино считает если не гениями, то близкими к гениальности: они – аутсайдеры, т.е. «отстающие», но при этом они однажды опередили свое время и предвосхитили художественные открытия, которые потом вошли в учебники по искусству. А их имен в учебниках нет, и в топы музейных коллекций и ведущих аукционов они тоже не попадают.
Аутсайдеры – всегда заведомо проигравшие, их узнаешь с первого взгляда. Они рождаются, творят, любят и умирают не в том месте и не в то время. Живут словно в параллельных мирах. И вечно не по тому адресу.
Альфредо Аккатино Таланты без поклонников. Аутсайдеры в искусстве. Слово/Slovo, 2020
Чтобы понять масштабы и относительность того, что мы называем славой, назовем несколько имен: открывает этот ряд эксцентричная Эльза фон Фрейтаг-Лорингофен, та, о которой Дюшан сказал однажды: «Баронесса – не футурист. Она сама и есть будущее». А дальше там Амрита Шер-Гил, которую тут называют «индийской Фридой Кало», обожаемый дадаистами и сюрреалистами Артюр Краван, литовский символист Миколоюс Чюрленис и погибший в блокадном Ленинграде создатель «аналитического искусства» Павел Филонов.
А завершается этот ряд историей отца автора Энрико Аккатино:
И я его тоже причислил к аутсайдерам, потому что он никак не подходил под другие определения. Потому что всю свою жизнь он хотел быть художником, причем именно быть, а не просто работать. И делать это так, как будто завтра никогда не наступит. Я понял это уже потом, но все же понял.