• Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Экран
  • Стиль
  • 111
  • О нас

111 слов

Прочитать

«Історія знову пишеться втраченим поколінням»

11 Август, 2022

Прочитать

Manzeye, Mareppa, Mareppo, Mussapa

4 Август, 2022

Прочитать

Культурний поліморфізм України: погляд з Італії

19 Июль, 2022

Прочитать

«Наш Мазепа свят, а ваш москаль – скурвый сын!»

4 Июль, 2022

Прочитать

Поезія воєнної доби: «Назви мені місто – і я скажу тобі, де його рана»

28 Июнь, 2022

Стиль

Прочитать

Мода не може брехати

27 Октябрь, 2021

Прочитать

Шить в Париже

19 Март, 2019

Прочитать

Дело в шляпе!

15 Март, 2019

Прочитать

Умные часы — украинский стартап Force

6 Август, 2018

Прочитать

Киевлянин, которого мы потеряли

1 Август, 2018

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

inший Kyiv

  • Город
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111
  • Про нас

In 111

Илья Гольдинов, незабытый

1.3K Просмотров 26 Май, 2021

Илья Гольдинов, незабытый Pin It

В издательстве «Лаурус» вышел новый роман Алексея Никитина «От лица огня». Его уже можно купить и прочесть, а официальная презентация состоится 25 июня на Книжном Арсенале.

Этот роман не предназначен для развлечения. Впрочем, вся военная проза – а после Второй мировой войны была создана большая традиция и сформированы каноны, – развлечения не предполагала. У нее были другие задачи: сохранение в определенной редакции памяти о войне и воспитание патриотизма в советских гражданах. Многие романы, рассказы, стихи составили действительно золотой фонд.

Однако тридцать лет назад оказалось, что отравленную тотальной советской ложью историю нужно переписывать, а для разговора об Украине XX века и великой войне, которая даже название получила новое, необходимо легитимизировать новые ракурсы и новые документы. Этот разговор только начинается, еще нет для него слов, эмоции и национальные споры не дают возможности смотреть трезво на исторический материал. Кровавые земли по-прежнему шевелятся, дышат, и голоса неупокоенных звучат из-под тонкого слоя почвы.

Роман «От лица огня» по форме приближается к классическим образцам: хронология стройная, характеры выпуклы, слова просты и доходчивы. Современность его маркирует авторский голос, который прорывается сквозь голоса персонажей, расставляя значимые точки там, где в той нашей прежней большой традиции были умолчания, сегодня невозможные: раскулачивание села, голод, террор 1930-х, катастрофа первых месяцев войны на фронте, окончательное решение еврейского вопроса нацистами, неприкаянность эвакуированных, украинское национальное движение, лелеявшее такие надежды на государственность…

Фото И. Г. Гольдинова с сайта Яд Вашем

Главный герой романа, молодой киевский боксер Илья Гольдинов – реальный человек. Родился он в 1919 году, в течение четырех предвоенных лет не раз побеждал на украинских чемпионатах по боксу, в 1940 году стал серебряным призером чемпионата СССР в тяжелом весе (довоенный спортивный Киев занимает значительное место в романе). Его профессиональную карьеру и семейную жизнь разрушила война. Партизанский отряд, соединение с регулярной армией, ранение, плен, побег и получение разведывательного задания в Киеве в качестве агента «Малышки» – об этом Алексей Никитин узнал из дела Гольдинова, с которого в 2011 году был снят гриф секретности. Агент «Малышка» ушел в Киев… Его имя есть среди расстрелянных в Бабьем Яру, но ясности это не прибавляет, как и формуляр Ильи в Центральной базе данных имен жертв Шоа, созданной Яд Вашем. Возможно, когда-нибудь тайна Ильи Гольдинова будет раскрыта – стала же явной казалось бы навсегда забытая его жизнь, – но пока Алексей Никитин предлагает свою версию произошедшего. Одна ее часть документальна, другая создана писателем. Миссию розыска сведений об Илье автор возложил на Феликсу, жену Гольдинова, вернувшуюся из эвакуации в разоренный Киев.

Этот роман безжалостен. Он не позволяет читателю отвернуться от страшного, не развешивает фиговые листья красивостей, в нем нет так любимого современной украинской литературой «магического реализма» (ну, за исключением сказки о том, как память о любимых мертвых крадет душу), есть просто реализм. Реальность нашей истории: брошенная техника на обочинах степных дорог, окруженные немцами армии, бесчисленные тысячи тел, вчера еще имевших имена, концлагеря, черные печные трубы на месте сел, забитые беженцами вокзалы… И очищенный от евреев Киев, куда пришел с заданием еврейский мальчишка, – наверное, это была очень плохая идея.

…Когда Илья несет в рюкзаке, спасая от немцев, крошечного старого реба Нахума, тот рассуждает о том, почему для еврейского народа так важно постоянное всматривание в свою историю, соотнесение настоящего с тысячелетним прошлым. В этот момент реб, висящий на крепких плечах боксера и глядящий на убегающую проселочную дорогу, буквально становится тем Ангелом истории, которого представлял Вальтер Беньямин, – спиной вперед он уносится в будущее, вглядываясь в прошлое, где нагромождены обломки катастроф. Если мы не сможем пристально и беспристрастно смотреть в прошлое, собирая эти обломки, осколки и клочья в цельную картину, наше будущее не состоится.

Текст: Марина Полякова

Изображения из открытых источников

Алексей НикитинБабий Яркнигиновая книгачитать
Share

Читайте также

Просмотр

Место действия Киев

Просмотр

К Книжному Арсеналу-2018

Просмотр

Більше/Менше

Просмотр

Круче чем Бэнкси

Просмотр

Рецепт успіху

Просмотр

Болезни роста

Просмотр

Литературный наблюдатель

Просмотр

Больше никогда

Предыдущий пост

Душа Доріана

In Сцена

Душа Доріана

Просмотр

Следующий пост

АртТиждень

In Тиждень

АртТиждень

Просмотр

Instagram вернул неверные данные.

© 2022 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: