Игорь Поклад – очень киевский человек и легенда украинской музыки, автор шлягеров «Ой летіли дикі гуси», «Хай щастить вам, люди добрі!» и многих других, музыки к спектаклям, фильмам и мультфильмам, инструментальным произведениям для симфонического и струнного оркестра, хора…
На днях, 10 декабря, он отметил 80-летие, а юбилейным подарком себе и всем-всем стала книга «По ту сторону рояля», которую Игорь Дмитриевич написал совместно с женой Светланой. Точнее, без активного участия жены, без ее инициативы, воспоминания об украинской музыке XX века, об артистической среде, о карьере, о курьезном и серьезном, так и остались бы в памяти Игоря Поклада и его друзей, в устном творчестве, так сказать. Но – случился карантин, свободного времени стало больше, и записи легли на бумагу.
Игорь Дмитриевич так анонсировал книгу на своей ФБ-странице: «Мы писали ее долго… Она – почти полтора года, а я… всю жизнь… О чем она? Об эпохе, о людях, о творчестве… Назову только несколько имен, которые вы встретите в книге: Евгения Мирошниченко, Юрий Тимошенко (Тарапунька), Леонид Быков, Николай Олялин, Николай Гринько, Владимир Дахно… В книге больше двухсот страниц. И все это о жизни…»
Игорь Поклад, Светлана Поклад. «По ту сторону рояля». Киев: «Адеф-Украина», 2021
Она ушла, а родители на следующий же день отвели меня в музыкальную школу. Конечно, преподаватели диву давались – как? Парень нот в жизни не видел, о сольфеджио не слышал, а такое вытворяет за инструментом… И начались мои музыкальные будни. Мамуля где-то узнала о том, что во Львове живет профессор консерватории Шейко, который дает частные уроки музыки. И каждые выходные я садился в поезд и ехал из Тернополя во Львов. Как потом оказалось, тех знаний, полученных в детстве, мне с лихвой хватило на всю жизнь. И все же мама требовала, чтобы я посещал и музыкальную школу.
Вот тут-то и началась комедия! Ее вызывала моя преподаватель и говорила:
– Лидия Ивановна! Ну, вот что мне делать? Он не хочет учиться! Сядет, откроет ноты и сыграет с листа. А то, что я задаю, не учит!
Мама, придя домой после взбучки, усаживала меня за инструмент, открывала те ноты, которые дала ей учитель, и строгим голосом говорила:
– Играй! При мне играй!
Я играл. Но откуда же моей мамочке было догадаться, что я играю совсем не то, что написано в нотном альбоме, а то, что давным-давно знаю на память.
Так я и учился – через пень-колоду. Моя учительница разводила руками – как учиться, он не хочет, как академэкзамен – одни пятерки. Загадка!
Но, кроме музыки, была и обычная школа, где я тоже отменным поведением не отличался. Я очень любил предмет «Русская литература». И лютой ненавистью ненавидел учительницу литературы… Знаете, интуиция меня редко подводила… Было в ней что-то неприятное. Не любили ее ученики…
Перед очередным сочинением мы с другом-одноклассником решили – заболеем! Не пойдем. А попробуй вот, сходу, заболей! И мы решили – идем на знаменитое Тернопольское озеро и… ныряем! Стопудово заболеем! И мы пошли…