Александр Морозов представляет рубрику «Мастерская»
Сегодня наш собеседник – киевский художник Ольга Морозова. Сразу оговорюсь мы не родственники. Но помимо совпадения фамилий обнаружилось и совпадение вкусов. Ольга – живописец, причем живописец тонкий, очень эмоциональный и лиричный, со своей неповторимой манерой письма.
Первый вопрос стандартный: Что для тебя мастерская?
Я не романтизирую это помещение. В последнее время я не привязываюсь к каким-то конкретным, материальным местам, у меня уже не первый раз меняется мастерская. Но я к этому отношусь легко, потому что знаю: она у меня будет в любом случае, даже если в какой-момент ее у меня нет.
Представь себе человека, который хочет есть. Он может пойти в ресторан, а может приготовить обед у себя дома, но так или иначе свою потребность он удовлетворит. Тоже самое и с мастерской – работать я все равно буду, это никогда не прекратится.
Мастерская – это определенный комфорт. С годами у меня менялось отношение к ней. Раньше для меня было важно – атмосфера, книги, музыка. А сейчас для меня важно – просто место. Оно может быть и совершенно пустым, главное, чтобы там были холсты, краски. Книги я могу почитать и в другом месте, а туда я прихожу только писать, и больше ничего.
Получается, что это рабочее место всего лишь?
Это место, где я могу сосредоточиться. Вообще-то, я могу сосредоточиться где угодно, нужно только настроиться. У меня был жесткий период самотрансформации, когда появилось двое маленьких сыновей, и приходилось долгое время писать в голове. Это была мастерская. Так я написала много картин, и когда я наконец попала в мастерскую, я просто реализовывала уже созданные в голове проекты. Мне были нужны только место и материалы. А общение? Пообщаться можно не только в мастерской. Конечно, приятно пригласить людей в мастерскую. Но ведь можно пригласить людей на выставку или в любое другое место. Когда я в последний раз рассталась с мастерской, я даже не расстроилась, хоть это и странно. Ведь все равно будет следующая. Это даже интересно, время от времени менять места. Каждое место привносит что-то свое.
А вот теперь мы подошли к истории твоих мастерских. Какова она?
Первая мастерская у меня появилась, когда я была студенткой живописного факультета Художественного института. Ту мастерскую предоставил мне мой крестный, киевский поэт Кирилл Сухоруков. Там было хорошо – книжные стеллажи до потолка, пластинки. Мы в студенческие годы там собирались с друзьями. Помещение было уже готовое, там ничего не нужно было добавлять. Там придумывались какие-то полулитературные сюжеты. Это было на Большой Житомирской, практически напротив мастерских «БЖ».
А потом я снимала мастерские неподалеку от дома, чтобы далеко не ездить. Это Днепровский район – там парки, живописные места. В моей первой мастерской еще были какие-то моменты, я переживала, когда оттуда уходила. Сказывались привязанность к вещам, обстановке, виду из окна. А сейчас это просто комфортное место для работы. Его я найду всегда.
Свитки
Я довольно часто бывал на твоих выставках, видел твою живопись, пастели (фактически, это то же самое, только на бумаге), так называемые «свитки». Каковы вообще твои пристрастия?
В первую очередь – это живопись. Живопись как таковая. Она может уходить в фигуративность или абстракцию, но живопись – это главное. В разные периоды меня может заносить куда угодно. Все зависит от моего внутреннего состояния, может быть, поэтому я так люблю перемены.
А насчет свитков… Мне было просто интересно поэкспериментировать, поработать с незакрепленным, свободным холстом. Первый раз я их выставляла в ателье Федора Возианова, в открытом пространстве. Эффект был очень интересным, ветер их развевал. Свитки – это очень удобная форма для такого кочевника как я. Их можно свернуть, они компактны, не занимают много места. Но это уже чисто практическая сторона. По правде говоря, я об этом не думала, когда начинала с ними работать.
Возможно, этим создается иллюзия свободного полета?
Именно так – свобода, вечное движение. Просто я люблю свитки и лестницы. Они тоже всегда меня привлекали – путь, ведущий неизвестно куда.
Лестницы меня тоже всегда привлекали. Но все же о пути: что дальше?
Дневник
После окончания Академии я писала в основном пейзажи, киевских персонажей (они вполне узнаваемы), потом мне захотелось чего-то нового. Это относится и к свиткам. В общем – движение во всех смыслах. Сейчас я работаю на пленэре. Фактически, пишу дневник. Каждый день рано утром я выхожу на воздух и что-то нахожу. Я даже не ищу специальных мест, они сами находятся. А потом я найду мастерскую.
А тебе хотелось бы иметь солидную, серьезную, стабильную мастерскую?
Я даже не знаю. Возможно, что мне хотелось бы менять мастерские в разных городах. Одну, большую, пожизненную мне не хотелось бы иметь. Хотя, если большую? Да. Но в разных местах, на два-три года. Вот это было бы мне интересно.
Мы сейчас закономерно переходим к стандартному вопросу о том, что в твоем представлении идеальная мастерская.
Идеальная мастерская – это большое светлое помещение, в котором я могу сосредоточиться, и где меня ничего не отвлекает от работы. Вот и всё. В идеальной мастерской я могу создать свою среду, но не из вещей, а из работ.
А друзья? Их присутствие уже не важно?
Друзья? На начальном этапе они были просто необходимы. А потом можно их приглашать или общаться с ними в других местах. Но это с мастерской никак не связано. Когда я въезжала в очередную мастерскую, я в нее никого не приглашала, на меня даже обижались. Потом начинала приглашать – показать новые работы, посоветоваться, мне интересно было их мнение. Сегодня меня сбить сложнее, а раньше постоянно кто-то приходил, друзья, какие-то компании, студенты.
Ты преподаешь?
Да. Сейчас я преподаю рисунок и живопись в Колледже искусств и дизайна на Лукьяновке, там очень хороший преподавательский состав.
Вернемся к твоим пристрастиям. В первую очередь – это живопись. А графика?
Графика – нет, там нет цвета. Графические работы я люблю смотреть, но сама в этом жанре не работаю. Можно, конечно, пастель считать графикой, но она все же, скорее, относится к живописи. Для меня, по сути, не имеет значения – абстракция или фигуратив. И то и другое – это выражение себя через цвет.
Фотографии из архива Ольги Морозовой