Летом 2014 года открытые площадки Киева были захвачены фестивалями, барахолками, и пикниками, на которых, кроме всего прочего, продавали одежду местных марок. С ростом популярности на все украинское этот формат продолжил развиваться зимой, переехав под крыши. Часть фестивалей растеряла прежний пыл, часть – выросла в нечто большее, выработала формат и живет согласно строгому расписанию. Маркет «Все. Свои» – работает на Десятинной, 12, возле Исторического музея. Я встретилась и поговорила с девушкой, которая все это придумала.
-Расскажите о себе
-Меня зовут Анна Луковкина. До «Все. Свои» я всегда занималась организацией мероприятий, потом радостно ушла в декрет, довольно долго в нем находилась, – у меня двое детей. Потом вернулась и стала заниматься концертами, мы привозили много иностранных исполнителей, Эннио Морриконе наш самый большой концерт, я им горда.
-Как называлась ваша ивент-компания?
В концертном бизнесе название компании не имеет значения, главное – каких артистов ты возишь. Это бизнес высокоприбыльный, но связанный с большими рисками. Казино своего рода. Как сказал один известный промоутер: когда я первый раз привез группу A-HA, купил квартиру. Когда второй раз привез группу А-НА, продал квартиру. Всегда есть и плюсовые концерты и минусовые, но всегда можно держать баланс. С началом революции все концерты прекратились, а потом в связи с нестабильным курсом, мы решили не и продолжать. Я долго думала, чем же заняться, и то, что делаю сейчас, вот эта ниша, мне показалась интересной и не занятой. То есть, маркетов было много, слишком много, но они были обо всем сразу, без разбора, целенаправленно посвященного одежде не было. Теперь у нас еще два отдельных направления: Дом и декор и Дети
-Все начиналось как фан?
-Нет, Точно не как фан. Я решила попробовать, первый проект прошел успешно, я увидела интерес к нему, и решила его развивать как бизнес. Маркет это ведь и есть ивент.
-До или после Майдана было проще начать подобный бизнес?
-Не имеет значения, возможно, после Майдана стало проще, все стараются друг друга поддерживать, очень многое сейчас решается на человеческом уровне, пост-оплата, окей, пост-оплата.
-Со стороны все выглядит так: вы, Аня, фея. Появилась идея, вы взмахнули волшебной палочкой, и ррраз, – все получилось.
-Так и было. Первые четыре маркета я провела в сама, полностью, просто привлекала подрядчиков. Я поняла, что могу четко ответить на вопрос, зачем люди приходят на маркет (купить что-то необходимое, а не просто провести время), и я могу на эту потребность отвечать. Сработал и четкий график проведения маркетов: я стараюсь проводить их после зарплаты, – пунктик, да, но он сработал. Наличие примерочных, зеркал, стало удобней, и это сразу повысило продажи. Мы создали комфортные условия для шопинга, для продавцов (никто не делал это для производителей до нас) и покупателей, это привлекает и располагает. Сейчас конечно у нас чудесная команда и мы можем друг на друга положиться.
-Какие у вас любимые бренды? Можете говорить об этом?
-Начнем с того, что я не люблю шопинг. Я ношу джинсы и кеды, и мне в них удобно. Когда я занялась макетом «Все. Свои» мои подружки воспряли духом и воодушевились – мне дарят очень много вещей. Пакеты с подарками стоят, и я о них забываю. Есть бренды, с создателями которых мне приятно общаться в человеческом плане. И есть бренды, чьи вещи нравятся. Я стараюсь не нарушать рабочих границ, и на маркете у нас со всеми прекрасные рабочие отношения, с людьми не комфортными я стараюсь не работать. На «Всех. Своих» такая атмосфера сложилась – хорошая, мне кажется, что и посетители это чувствуют.
-Что будет дальше? Открытые вами бренды раскручиваются, вырастают. Они станут большими…
-и уйдут от меня. Пока никто не уходил, я понимаю, что это может случиться, мы работаем с небольшими местными брендами, они привлекают все больше клиентов, и даже если бренд развивается, он развивается в рамках «Всех. Своих», а клиентам удобнее покупать на маркете. А если кто-то вылетит из гнезда, на их месте сразу появятся новые, молодые и интересные.
С одеждой все сложилось понятно, мы сейчас развиваем активно направление Дом и декор и Дети. Тут работы больше намного – никто не делал этого до нас. Я верю в эту идею – скоро у нас будет целых три этажа молодых интересных украинских брендов мебели, текстиля, посуды, светильников и декора. Ох, уже не дождусь такого глобального маркета, где можно будет купить все для дома в одном месте.
-«Все. Свои» это масс-маркет. Не приходила в голову идея устроить маркет для киевских дизайнеров?
-Думала об этом, но это высокая мода, и уже есть Fashion Week, это отдельная тусовка, которая мне не вполне близка, в этом бизнесе я не разбираюсь.
-Вы драйвер целой индустрии, из маленьких разрозненных компаний создали целое движение. Вы помогаете шевелиться здоровым росткам малого бизнеса. Сами не хотите заняться чем-то подобным и малым?
-Думала об этом, я же вижу глобальную картину этой ниши – каких направлений мало, каких переизбыток. Однажды увидела, что есть пробел с мужскими рубашками, если по примеру всем известных платьев, все поставить на поток, базовые модели, будет круто. Полгода я вынашивала эту идею. Причем, я понимаю, что сама это делать не буду, крой и лекала для меня пока неизвестная область. У меня есть подруга, которая в этом разбирается, я ее дергала, но пока все у нас сошло на нет. Я не оставила эту идею, но она отошла на второй- третий план – очень много текущей работы. А пока я думала, появилось сразу несколько брендов с рубашками. Но знаете, иногда что-то появляется отличное, и ты думаешь – супер, молодцы, все сделали, конкурировать с ними нет смысла, но сейчас я вижу, что сделала бы условно круче. Так что идея жива)
Еще есть идея: я очень люблю боди. Их очень мало. Мне хотелось бы сделать базовую линию боди. Их совершенно невозможно найти, моих несколько было куплено сто лет назад, когда Benetton еще был качественным. Мне нравится спокойная линия маек, которые не надо все время поправлять и они не задираются на спине и животе.
Словом, мне нравится концентрироваться на чем-то одном – делать хорошо или рубашки, или боди. Но пока я не потяну заниматься еще и брендом, я же вижу как много пашут ребята со своими товарами.
-Кстати, про рубашки я расскажу вам после интервью, не мужские. А теперь вопрос: какие существуют плюсы в покупке украинских товаров?
-Во-первых, наши не просто не уступают импортным, они лучше. В моду вошло понятие fast fashion – быстрой моды, раньше когда мы покупали готовые вещи, скажем в Mango, они долго носились, а теперь быстро выходят из строя. Наши этим не грешат. Понимаете, на маркете не может быть ошибки – если вещь полиняла, села, испортилась, об этом узнают все, и если производитель не исправится, не переделает, не возместит ущерб, от него уйдут.
Второе – это индивидуальность, пальто может быть три или четыре штуки в линии, вероятность встретить такое же второе – ничтожно мала.
И, наконец, цена. Наши дешевле. Ну и какой смысл? Если качество и цена лучше – какой смысл покупать не украинское?
С нашей стороны это огромная поддержка украинской экономики. Вы бы знали, как много иностранцев приходит на маркеты – что развенчивает миф о том, что зарубежные марки лучше. Как говорят: Киев это лучший город для шопинга, и если иностранцам интересно покупать у нас, почему у нас не может появиться привычка покупать свое?
-Есть планы расширяться и двигаться заграницу?
-Да, планы были, нас приглашают, я думала делать маркеты в Прибалтике и Польше, спрашивала у наших ребят, которые ездили на дни города в Вильнюс, как вам?
Мне отвечали: «ты знаешь, все круто, но нет нашей широты души. Не покупают вещи пачками, как у нас.
– Что украинское покупаете вы?
– Одежду теперь только у себя на маркетах. Это удобно, качественно, недорого и почти «только у меня такое». Вот на мне и пальто, и платье, и сумка, и шарф – все куплено на маркете. Всем безумно довольна. Часто задают вопросы: «о, крутое пальто, где взяла?». Кроме одежды? Продукты, но это как и все наверное, еще все для дома, для детей постоянно покупаю книги только украинских издательств. Но кстати, одна покупка меня расстроила – я купила деревянные тарелки, мне пообещали, что ими можно пользоваться, мыть и все будет отлично, но при первом же использовании в них впиталось варенье, я пыталась его отмыть, потянулись щепки. Вот будет маркет, я подойду и сделаю замечание. В этом и плюс – ты можешь все комментарии говорить владельцу бренда. Уверена, все будет исправлено.
– Вы работает с брендами, отзывы хорошие-плохие собираете?
-Да.
– Вот смотрите, появился новичок. На что вы обращаете внимание?
На качество, на непохожесть, как реагирует публика, ну и на адекватность самого человека-владельца. Каким бы крутым не был бренд – я не буду работать с конфликтным и невоспитанным (мягко говоря) человеком. Я уверена, что злой человек не может делать вещь, которую можно носить. Это же энергетика. Все передается.
– Приходится отказывать участникам?
К сожалению, да. Нам приходит около 500 заявок, а мест всего 180 – 200. Раньше мы старались отвечать всем, но теперь прописали, что если не пришел ответ, значит, к сожалению, подтвердить участие не можем. Когда выбираю, ориентируюсь на качество, индивидуальность, новизну, спрос, на свой личный вкус и чутье.
– Настанет время, когда весь Киев будет ходить в вещах, купленных на маркете?
– Коммуна такая, да? Я хочу, чтобы у нас появилась привычка покупать свое, украинское, чтобы маркет стал популярным местом для удобных покупок.
– Как вы живете в Киеве, и чего вам в нем не хватает?
– Я так люблю Киев, что мне в нем хватает всего, абсолютно. Единственное, я хотела бы чтобы его берегли и сохранили все, что в нем есть прекрасного. В Киеве есть что-то такое волшебное, что стоит хранить.