Журналист Инна Осиновская – о языке моды. О его рождении, профессиональном словаре, и его корпусе, образах. Что такое, скажем, гламур и подиумный показ? Что общего у них с (допустим) книгой рецептов и любым глянцевым журналом.
Модные новости (тенденции) традиционно становятся объектом безжалостной (или участливой) критики. Все и всегда ставится под сомнение: кринолин, пышные (узкие) рукава, длина, ширина, нарушения гендерного баланса, маскулинизация женского гардероба (и наоборот). Мы все (люди, городские жители) участники подиумных потрясений, и это наш язык, хотя бы отчасти.
Мода показана как система неких культурных кодов, за которыми стоит больше, чем просто красота, мода «работает» и как настоящее искусство. Книга читается быстро, но и забывается тоже быстро. Впечатлений почти не оставляет. Доказательства языка моды – отсутствуют.
«Вообще мода часто «водит за ручку», модный дискурс принимает на себя роль матери, отдавая потребителю роль ребенка, который должен учиться, слушаться, следовать совету. Изначальная функция матери — кормить и одевать, ну и утешать (еда помогает справиться со стрессом, равно как и поход по магазинам), так что языки моды и еды пересекаются и в этом поле — материнства».
В защиту серии: библиотека журнала «Теория моды» – замечательная серия. Все книги – о фетишизме, о повседневности, мужской и женской одежде истории обуви направлены (как и сам журнал), на поддержание интереса к моде, но не с помощью пустых разговоров, а с привлечением научного аппарата.
Инна Осиновская. Поэтика моды. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.