«Морква-ферма» – это Ира, Дима, и их сын Тимофей. У них красивый семейный бизнес: они выращивают честные сезонные зелень, овощи и фрукты.
Впервые я услышала о «Морква-ферме», когда брала интервью у владелицы ресторана Tri Оксаны Приходько, прозвучали цветы цуккини и их производитель. Спустя время я нашла компанию в фейсбуке, и вернулась к Оксане, разговаривать подробней. Вот что мне рассказала о «Морква-ферме» Оксана: «Молодые ребята, которые не вписываются в стереотипы: сделали труд на земле делом своей жизни. Так бывает, спрашиваешь, – «как вы добились таких результатов в клубнике?», – слышишь ответ про селекцию и прочее, и волосы становятся дыбом. Старшее поколение слушает и спокойно объясняет: так это они же не для себя, на продажу. Это огорчает, и ты теряешь веру в то, что подобие органических продуктов в Украине возможно, и тут появляются эти ребята, грамотные и с чувством высокой ответственности. При этом они развиваются, выращивают новые сорта, получают новых покупателей, их заказа уже трудней дождаться.
Их зелень хранится дольше, все дольше выглядит свежим, более хрустящим, красивым, домашним, вкусным. Их продукты не всегда красивые, но и не всегда страшные (как ждут от органики) – они просто настоящие! Отношение к своему делу всегда меняет качество – а они делают свое дело с любовью. Это пока не все могут оценить, чему мы очень рады. Они не собираются расширяться, выбрали тот оптимальный объем, который могут возделывать сами, не теряя качества, и все, что будет сверх этого, будет ему в ущерб. Это очень ценное умение сказать стоп, понимая, что ты можешь что-то потерять. Хотя, на самом деле, это иллюзия потери, в долгосрочной перспективе ты приобретешь гораздо больше».
Я сделала заказ в «Морава-Ферме», получила бумажный пакет, в нем: цуккини рондо, цуккини зефир, молодые патиссоны, цуккини Romanesco, вся понемногу микрозелень, и неизвестные мне до этого мангольд (растение семейства свекольных, но едят не корнеплод, а красивые листья) и эндивий клодиа. Плюс маленький букет цветов. Потом я готовила, влюбилась в мангольд – он мясистый, сочный, красивый, цуккнини и кабачки замечательны в салатах сырыми (или маринованными), микрозелень просто так хороша и всегда уместна.
И, конечно, мне захотелось познакомиться и поговорить с ребятами. Во-первых, это действительно интересно и заразительно, во-вторых, я хотела разделить с Оксаной уважение к ним. В-третьих, я захотела о них рассказать, но они и сами умеют это делать. Итак, знакомьтесь:
Меня зовут Ира, мужа – Дима. Тимофей – тот человек, который послужил стимулом для создания компании. Хотя нет, все началось немного раньше, до его рождения.
Мы с мужем работали на интересных работах в хороших иностранных компаниях, стали задумываться, что делаем не совсем то, что нас устраивало. Хотелось делать что-то более осознанное, полезное. С рождением сына нашли для себя нишу производства органических продуктов в Украине: люди интересуются чистыми продуктами. И оказалось, для нас это оптимально – жить за городом, быть свободными от офисного графика с девяти до шести.
Мы никак не были связаны с биологией, химией, почвоведением и сельским хозяйством. Муж бухгалтер, я маркетолог. Ладно, у меня было хобби – я любила цветы выращивать. У нас был свободный участок, бабушки в 200-х километрах от Киева, и мы начали его обрабатывать. В первый же год появились клиенты, сначала наши друзья, потом шире и шире.
Мы принципиально не серитфицируем свои продукты. Выяснили для себя несколько вещей: во-первых, люди у нас не доверяют сертификатам. Во-вторых, к сожалению, наши сертификационные органы не популяризируют органический продукт. Плюс сертификация напрямую повлияет на цену.
Мы свободно владеем иностранными языками, и перенимаем западный сельскохозяйственный опыт. Мы отслеживаем, скажем так, моду, тенденции. Мы фанаты овощей, они нам интересны. Почему бы не вырастить и не съесть круглый кабачок?
Микрозелень занимает 20% нашего дохода. Мы привнесли на рынок микрозелень рукколы и фиолетовой капусты. И базилик мы первые пробовали выращивать.
Три года назад, когда мы только начинали привозить первые наши урожаи на дегустации, не все наши продукты были восприняты с интересом и много цветной морковки и круглых кабачков уходило в компост. Мы не унывали и продолжали выращивать эти экзотические для нашей страны сорта. Сейчас многое изменилось, мы не успеваем вырастить урожай, чтобы удовлетворить спрос на «экзотику».
У нас простая дистрибуция: рестораны и конечный покупатель, частный заказ, два раза в неделю, вторник и пятница. Мы никогда не обманываем клиентов: никогда специально в большой заказ не положим вялое или несвежее.
Отношение к здоровое еде меняется. Наши семейные обеды выглядят иначе. Мы много читаем по работе, и оказывается, что патиссоны – это не скучно, это красиво и вкусно.
Это наше хобби, которое стало бизнесом. Маленький семейный формат бизнеса мы менять не будем. Мы будем не расширяться, а учится выращивать все на своем участке земли более эффективно. В «Морква-Ферме» работает три человека, это мы, наша семья.