Шесть вопросов и ответов – директор по девелопменту компании ЭСТА Холдинг, руководитель проекта реконструкции ЦУМа Михаил Сакун отвечает InKyiv.
Что было самым трудным в процессе реконструкции ЦУМа?
Работа над проектом реконструкции ЦУМа – постоянная борьба с трудностями. Все, от строительных работ в плотной городской застройке центра Киева, до согласования мельчайших изменений проекта в различных инстанциях похоже на бег с препятствиями. Наверное, самое сложное было – сохранение духа, значения старого ЦУМа. Нам нужно было сделать так, чтобы все хорошие воспоминания о старом универмаге всплыли в памяти, а все плохие – забылись, как страшный сон.
Что было самым интересным?
Аппетит приходит во время еды, когда работаешь над таким проектом, как ЦУМ, знакомишься с мировыми трендами, новыми технологиями. И хочется жадно вписывать все это в новый универмаг, все время хочется сделать его лучше. Отсюда такие детали, как «запах ЦУМа» – специальный аромат, который мы используем в вентиляции, гардероб, формат фуд-холла – смесь фермерского рынка и гастронома, который будет на 6-м этаже, и многое, многое другое. Для ЦУМа важны детали, создавать такие детали – наверное, интереснее всего.
Результат, то что мы увидим 28 ноября – это то, что вы планировали?
Даже лучше. Когда мы начинали наш проект, в Украине уже все благополучно забыли – что такое универсальный магазин. Ритейлеры привыкли продавать в торговых центрах своими небольшими магазинами, а покупатели – проводить там время, перемещаясь между кинотеатрами, магазинами и фудкортами. Наша задача в этом проекте – создать абсолютно новую для Украины философию шоппинга – где процесс покупок не менее приятен, чем результат.
Понятное дело, что сразу идеально не заиграет никакой оркестр. Часть наших «музыкальных инструментов» еще в пути. Зато каждое новое посещение ЦУМа будет приносить новые эмоции. Каждый раз покупатель будет находить что-то новое, открывать новые марки и места.
Насколько бережно ЦУМ интегрирован в город?
Мы постарались его максимально аккуратно интегрировать в городскую среду. Причем речь сейчас не только об архитектуре. Мы потратили 5 миллионов долларов, чтобы сохранить фасад ЦУМа, при этом наполнить его новым смыслом. Думаю, что по «смыслам» обновленный ЦУМ гораздо лучше интегрирован в город, чем в предыдущие 20 лет.
Сохраняли ЦУМ по-максимуму (память детства) или меняли по-максимуму?
Все, что можно было сохранить из интерьеров – мы бережно держали на складе последние 4 года и постарались интегрировать в новое пространство. Теперь на стенах возле лифтов киевляне могут встретить мраморную облицовку старых лестниц, а на некоторых стойках, под стеклом – балясины, которые держали перила. Но, ясное дело, интерьер и память детства – разные вещи. У нас не будет лимонных пирожных, которые продавали между этажами и «вневозрастных» продавщиц отдела ковровых изделий, зато у нас появятся чистые уборные, просторные лифты и удобные эскалаторы. Для тех, кто придет за воспоминаниями, мы сделали экспозицию истории украинской моды на 3-м этаже. Думаю, модели одежды и фотографии сделают воспоминания теплее.
Чем вы гордитесь, как ваша работа повлияет на возрождение жизни в этом пространстве?
У всех нас в голове есть какой-то новый Киев, «правильный», что ли. Такой «правильный» Киев – это то, что сейчас происходит с ВДНХ, то, что происходит на «Платформе», то, что можно найти в «One Love Espresso» и Honey. Это новый город. ЦУМ этому новому городу соответствует как никто другой. Мало того, мы в ЭСТЕ, уверены, что со временем, ЦУМ будет задавать ритм этого города. Мы уверены, что еще он поможет вернуть былую славу Крещатику, сделает его чище и интереснее. Мы уверены, что весь город будет гордиться новым ЦУМом. Как вся наша большая команда гордится им сейчас.
ЦУМ до реконструкции
- В 1934 году ЦК КП(б)У принимает решение о реконструкции главной улицы столицы Украины, в рамках реконструкции запланировано возведение семиэтажного здания Главного универсального магазина. Решение о строительстве ЦУМа было утверждено 21 января 1935 года Совнаркомом СССР.
- Это был проект московских архитекторов Леонида Мецояна и Даниила Фридмана – здание в стиле классицированного рационализма.
- Первого мая 1939 г. в главный универмаг Украины вошли первые покупатели. Впереди было всего два года мирной жизни.
- Когда началась война, ЦУМ был разграблен. Кажется удивительным – Крещатик был почти разрушен, здание ЦУМа практически не пострадало, в 1944 году в нем стали работать секции, отпускавшие товар по карточкам.
- В конце 50-х годов универмаг был достроен со стороны современной мэрии, что позволило увеличить торговые площади.
- Лифтами здание универмага было оснащено с самого начала, они ездили вверх.
- Лестничные пролеты и ступени, мраморные перила, высокие окна и потолки – абсолютно все было величественным. Таким ЦУМ запомнился киевлянам, дети вырастали, время шло вперед, а в ЦУМе оно – застыло. И в конце 80-х, и в 90-х это был просто большой магазин с маленьким выбором товаров.
- В феврале 2012 ЦУМ закрылся на реконструкцию. Проект реконструкции Киевского Центрального Универмага разработан английским архитектурным бюро Benoy. Собственник здания, застройщик и инвестор проекта – украинская компания «ЭСТА Холдинг». В ходе реконструкции ЦУМа главные фасады здания постройки 1939 года будут сохранены, в фасад здания будет привнесено новшество – стеклянное обрамление со стороны Крещатика и Богдана Хмельницкого.
Фото: Сергей Кадулин