Новогодняя елка – Рождественское дерево, Weihnachtsbaum, явилась к нам из Германии. Сама идея вносить на Рождество в дом хвойное дерево предполагала «неувядающую благость», и сочельник – Weihnachtsabend, праздник этого дерева: его украшают и на верхушку водружают Вифлеемскую звезду.
Один из популярных мифов связывает «пришествие новогодней елки» с указом Петра 1 января 1700 года: тогда будто бы дома стали украшать ветками хвойных деревьев. На самом деле, этот петровский указ до такой степени противоречил сложившейся традиции, что исполнялся с точностью наоборот: ель в народной обрядности ассоциировалась с похоронами, ни о каком украшении домов еловыми ветками не было и речи. Царский указ исполняли лишь кабатчики: еловые ветки появились у входа в кабак, отчего и пьяниц стали прозывать «елкиными».
Лишь с 1817 года появились «домашние елки», и только в императорских покоях, а в 1840-х в немецких кондитерских стали продавать «прелестные … елки, убранные сластями, фонариками и гирляндами». Наконец, первая публичная елка была установлена в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала. Популярность украшенной сластями елки в Киеве тоже приходится на вторую половину XIX века и символически совпала с ростом «сахарных капиталов».
Есть и другой расхожий миф, будто бы елки были запрещены с приходом власти Советов и затем, в 1935-м были возвращены, «подарены» советским детям Павлом Постышевым, тогдашним первым секретарем Киевского обкома ВКП(б). На самом деле, все было не совсем так, вернее, совсем не так. «Немецкая гостья» была запрещена во время Первой мировой войны, император Николай II счел эту традицию «вражеской». В 1917-м запрет отменили, и в канун 1918-го Максим Горький и Александр Бенуа издали замечательно оформленный подарочный сборник «Елка», одну из лучших детских книг в ХХ веке с рисунками самого Бенуа, а также Ю. Анненкова, М. Добужинского, И. Пуни, В. Лебедева, С. Чехонина и И. Репина.
В 1922-м началась кампания по превращению празднования Рождества Христова в «комсомольское рождество», т.н. «комсвятки», и стали устраивать «комсомольскую елку» с «живыми картинами». Но бурная партийная жизнь не стояла на месте, и в 1926-м началась новая антирелигиозная кампания, «комсвятки» раскритиковали, а в 1929-м Рождество официально стало рабочим днем. Тогда-то рождественская елка и была объявлена «религиозным ядом» и перешла на нелегальное положение. Наконец, в 1935-м действительно появилась «историческая» заметка Постышева в «Правде», иными словами, «линия ЦК» изменилась, маятник снова качнулся вправо, и елки были оперативно возвращены: буквально за 4 дня в магазинах появился полный «елочный ассортимент». Кстати, заметка Постышева была классовой адаптацией популярной святочной истории «Елка сироты»: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев». (Ср., например, у Достоевского: «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков…»).
Елка разве что утратила рождественскую символику и приобрела советскую: Вифлеемскую звезду сменила пятиконечная, на елочных шарах изображались портреты членов Политбюро.
Несколько лет назад в музее истории Киева была подготовлена единственная в своем роде выставка «Воспоминания новогодней елки», где по старым открыткам и елочным игрушкам читалась история ХХ века: раскрашенные картонные самолеты, фарфоровые горнисты и лыжники, космонавты из цветного стекла.
А мы представим вам четыре киевских елки. Из множества главных елок Украины мы выбрали именно эти.
Первая послевоенная, установленная в канун 1946-го посреди руин Крещатика.
Последняя елка «советской стабильности»: через несколько месяцев начнется перестройка.
Самая авангардная, дизайнерская киевская елка 2012-го года: она вызвала скандал, сопоставимый с нынешними радениями вокруг театра на Подоле. Но согласитесь, что это была отличная елка!
И наконец, историческая «елка Майдана», зима 2013-2014!
Текст: Инна Булкина