Продолжаем о царях и вождях и о памятникам им.
Последнюю историю можно считать курьезом, но она в разных смыслах поучительна и полезна.
Единственный сохранившийся в Киеве памятник российскому императору стоит во дворе Музея русского искусства на Терещенковской. Это бронзовая фигура Александра II, выполненная гениальным скульптором Марком Антокольским для монументальной композиции, недолгое время украшавшей Царскую площадь (о судьбе ее мы писали прежде). Александр II Антокольского проиграл конкурс, он очевидно уступал в пафосе и монументальности «победившему» императору работы Этторе Ксименеса, он был слишком прост, он был человек, а не герой («герой, будь прежде человек»), он был «человек для человека» (так писал в послании наследнику и будущему императору Кондратий Рылеев).
В общем, он был не ко времени и не к месту. И этот «человеческий» памятник пережил все перипетии века минувшего, пережил «коммунизацию» и дай бог, переживет «декоммунизацию». Он, в самом деле, в другом, частном, человеческом измерении, и в этом смысле он близок современной городской скульпторе, чуждой пафоса, которая скорее скетч и реплика, нежели высокая ода.
Похожая история, к слову, с питерским Александром III Паоло Трубецкого – «комодом». Это памятник-эпиграмма, и его тоже пощадило время. Может ради той самой эпиграммы:
Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.
Сам скульптор на вопрос, какова идея этого памятника, отвечал: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
Следующая история нехарактерна для сюжета о киевских памятниках: это история о восстановленном памятнике. Памятник княгине Ольге и просветителям Руси должен был стать частью масштабного проекта под названием «Исторический путь», своего рода «великокняжеской аллеи», которая должна была протянуться вдоль «стрелки» от Михайловского собора к Софии. Николай II выделил под это дело бюджет (судьба его, как водится, мутная и непонятная), место освятили, объявили конкурс, победила композиция Федора Балавенского, но, в конечном счете, основным автором стал Иван Кавалеридзе, а фигура апостола Андрея принадлежит его однокашнику по Киевскому художественному училищу Петру Сниткину. Изначально фигуры были выполнены из дешевого и модного в начале ХХ века бетона. На постаменте установили таблички: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят рустие сынове яко начальницу» и «Дар Государя Императора городу Киеву». Открытие прошло скромно: только что был убит Столыпин.
Простояла княгиня около 9 лет, в 1919-м фигура княгини была расколота надвое и части ее закопали под памятником, апостол и просветители простояли на этом месте чуть дольше, но в 1923-м году исчезли с площади и они.
Памятник чудесным образом вернулся: сначала в 1994-м, в день славянской письменности, на площади установили макет, потом оригинальные фигуры достали из под земли и они теперь стоят на Андреевском спуске. А на Михайловской площади в мае 1996 года установили роскошный мраморный скансен (говорили, что тогдашний мэр Киева Леонид Косаковский «отписал» под памятник остатки мрамора с собственной дачи, – возможно, и нет, возможно, все было несколько иначе, но с тех пор практика дорогих памятников с масштабными откатами вошла у нас в дурную привычку).
Забавно, что памятник моментально вошел в «свадебные маршруты», вероятно, княгиня-вдовица и ее легендарная – жестокая и многократная – месть за убитого мужа каким-то образом отвечает новой свадебной мифологии.