24 июня пианист Евгений Громов сыграет концерт, состоящий из произведений гения нововенской школы и сочинений его последователей. Слушателей ждут 12 произведений, 8 композиторов, 2 отделения, и один Громов, который ниже объясняет программу, и рассказывает: почему Веберн.
Небольшой по объему корпус композиций Антона фон Веберна, – всего 31 опус плюс несколько внеопусных сочинений времен ученичества Веберна у главы нововенской школы, гениального композитора Арнольда Шёнберга, – дал невероятный толчок развитию европейской композиторской мысли послевоенного времени.
Под обаяние личности и творчества Веберна подпали не только композиторы следующих за ним поколений, что закономерно, но и его современники, прежде всего итальянец Луиджи Даллапиккола и россиянин Игорь Стравинский. Стравинский, подытоживая свою жизнь в искусстве в знаменитых «Диалогах с Робертом Крафтом» постоянно возвращается к Веберну: «этот сфинкс, заложил целостный фундамент как современного чувствования, так и стиля. <…> Он открыл новую дистанцию между музыкальным объектом и нами самими, и отсюда возникло новое музыкальное измерение; в этом отношении его значение очень велико. <…> Людей, не разделяющих моего мнения об этой музыке, удивит моя позиция. Поэтому поясняю: Веберн для меня — сама музыка, и я не колеблясь, укрываюсь под покровительство его пока еще не канонизированного искусства».
После прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году и аншлюса Австрии в 1938м творчество Веберна было причислено к разряду дегенеративного искусства и предано остракизму. 15 сентября 1945 года жизнь композитора оборвали три шальных пули американского солдата, с пьяных глаз выстрелившего в упор.
По окончании войны на летних курсах Новой музыки в западно-немецком Дармштадте молодые композиторы водрузили имя Веберна на собственные знамена, с этого момента начинает возрождаться, исполняться и изучаться его творчество.
Одними из первых, кто понял значение Веберна, переосмыслил его заветы и обратил пристальное внимание музыкальной общественности к его музыке, были француз Пьер Булез, немец Карлхайнц Штокхаузен и итальянец Луиджи Ноно. В 1950-х ими был создан ряд произведений в пост-вебернианской манере, в которых была предпринята попытка развить языковые и технологические новшества, присущие поздним веберновским сочинениям и довести до логического конца идеи, намеченные самим Веберном. Так возник интегральный сериализм.
В 1960-х музыка Веберна и пост-вебернианцев проникает и в Восточную Европу. Правдами, неправдами, окольными путями доставая записи и партитуры, преодолевая мощное идеологическое и эстетическое сопротивление, молодые восточноевропейские композиторы с жадностью изучают одновременно творчество и самого Веберна, и наиболее прогрессивных дармштадцев. Причем зачастую поэтика и техника Веберна в ее становлении и развитии изучается восточноевропейскими неофитами в отраженном виде – в сочинениях его последователей.
В моем домашнем архиве хранятся два старых экземпляра Клавирштюков I-IV (1952) Штокхаузена. Один из них – отпечатанная на некачественном ротапринте копия с издания Universal Edition, давно подаренная мне ныне уже покойным киевским композитором Владимиром Загорцевым. Эти пьесы, по его собственному признанию, он подробно штудировал при написании своих «Ритмов» (1967/69). Второй экземпляр — манускрипт, принадлежащий перу киевлянина Виталия Годзяцкого, который от руки скопировал вышеупоминаемые клавирштюки при сочинении своих легендарных «Разрывов плоскостей» (1963).
В программу своего концерта я включил все три серийные композиции для фортепьяно Веберна, а также наиболее яркие образчики его последователей, написанные для рояля в сериально-пуантилистической манере. В хронологическом порядке прозвучат произведения Луиджи Даллапикколы, Карлхайнца Штокхаузена, Мортона Фелдмана, Пьера Булеза, Виталия Годзяцкого, Владимира Загорцева, Валентина Сильвестрова и Николая Каретникова.
Текст: Евгений Громов
- Когда: 24 июня, 18:00
- Где: Галерея “Калита Арт Клуб”, ул. Малоподвальная 21/8
- Билеты тут; бронь: kcmd@kcmd.eu