Художник Галина Григорьева родилась в Киеве в 1933 году, ее первым и главным учителем был отец — известный живописец Сергей Григорьев. Так случилось, что сейчас одновременно проходят две выставки Галины Григорьевой, в галерее «КалитаАртКлуб» и музее имени Тараса Шевченко. Почему нельзя пропустить обе, объясняет художник Пинхас (Павел) Фишель.
1. Уровневое событие
Когда речь идет о событии высокого уровня (допустим, приезд Маккартни или концерт Азнавура) не имеет значения, интересуется человек тем или иным жанром искусства. Выставка Галины Григорьевой по своему масштабу — как раз такое событие, которое выходит за рамки обычного.
2. Эталонный художник
Общий уровень выставок сейчас (так сложилось) крайне разнообразный, наш уровень ожиданий стерт, средняя выставка нам кажется великолепной. Григорьева — высочайшего уровня профессионал, ее выставки расставляют все по своим местам, восстанавливают эталонную шкалу уровня события. Не напрасно известный мастер Борис Егиазарян говорил, что выставляться вместе с Галиной Григорьевой большая честь для любого художника.
3. Живой шестидесятник!
В последнее время существует мода на художников-шестидесятников. В основном, в наше время, уже умерших. Григорьева — активный участник художественных процессов Киева, начавшихся в 1960-х годах. В ее мастерской происходили андеграундные выставки. В круг ее ближайших друзей входили такие легендарные фигуры — Георгий Якутович, Григорий Гавриленко, Анатолий Лимарев, Зоя Лерман… Но она, во всех смыслах — живой художник. Она смогла перерасти уровень и тенденции движения шестидесятых годов, смогла «перейти на другой уровень».
4. Искусство – вечность
Галина Сергеевна противостоит мейнстриму современного искусства. Для нее важна концепция «искусство как вечность», требующая актуализации понятия мастерства и поиска личной истины. Объект рассмотрения Григорьевой — вневременные ценности. Человечность, нежность, чистота, созерцательность – главное содержание ее работ. В этом плане она чуть ли не единственный продолжатель бойчукистов – самой самобытной группы украинских художников ХХ века.
5. Мультикультурализм
Григорьева — современный художник, чувствующий себя наследником самых разных культур. Она легко сочетает увлечение русской иконописью и японской ксилографией, французскими гобеленами и помпейскими фресками. Кранах, Сезан и Дионисий образуют уникальную ее эстетику.
6. Пока не началось!
Важно успеть увидеть ее работы, потому что в скором времени многих из них уже не будет, просто потому что они исчезнут. Почти все ее работы – палимпсесты. У Григорьевой есть такая особенность: она закрашивает работы не прошедшие ее личный временной тест. Если посмотреть на тыльную сторону работ, которые сейчас выставлены, можно обнаружить несколько подписей – названий работ погребенных под слоем масляной краски. Причем, закрашены могут быть замечательные работы. Просто они в какой-то момент перестали соответствовать внутреннему критерию художника.
7. Антисексизм
Григорьева — это лекарство от сексизма, в ней нет ничего того, что обычно связывают с «женским» искусством — особой тщательности, умильности, красивости. В ней присутствует и женское стремление к гармонизации мира и мужской подход в построении этой гармонии. В этом смысле она, как настоящий мастер, лишена пола.
- Выставка в музее имени Тараса Шевченко продлится до 12 мая (бульвар Тараса Шевченко, 12, музей работает с 10:00 до 18:00, касса до 17:30)
- Выставка в галерее «КалитаАртКлуб» продлится до конца этой недели (13 мая), но, возможно, задержится до следующей. (Малоподвальная улица, 21/8, с 11:00 до 19:00, завтра, 9 мая галерея работает по графику выходного дня; тел.: 044 279 7003)