Олекса Захарчук – замечательный киевский художник, сегодня можно с уверенностью сказать – классик. Он прожил в Киеве больше 60 лет и все это время он рисовал Киев. Но мы хотим представить совершенно особый и ни на что не похожий цикл городских пастелей: их пока еще (до 24 ноября) можно увидеть на выставке в Доме художника, и конечно же в галерее «Синий вечер».
О том, как возник этот цикл, в чем его особый смысл и значение, рассказывает дочь художника искусствовед Юлия Захарчук.
Отец любил работать пастелью, мелками, это его любимый материал где-то с конца 40-х – начала 50-х, и у нас <в «Синем вечере»> есть пастельные пейзажи этих лет, киевские и околокиевские (Лютеж, Триполье). В 1963 году он поехал в Москву, – там открылась выставка Фернана Леже. До этого отец что-то видел в репродукциях, но на него это не производило впечатления. Выставку то открывали, то закрывали: это был очень смелый и по тем временам запретный «авангард», но жена художника, Надя Леже, была коммунисткой, участницей Сопротивления и подругой тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. Поэтому выставку разрешили, и прошла она с большим успехом.
На отца эта выставка произвела огромное впечатление, он сам об этом говорил: будто – как в той андерсеновской сказке – в глаз какой-то кристалл попал, и эти городские пастели 1963-1965 гг., – они написаны на этой волне. Манера его пастелей тогда кардинально изменилась в сторону декоративности, появилась густая черная контурная линия, все предметы очерчивающая. И этот цикл получился очень интересным и совершенно отдельным. Мотивы там в основном городские, – очень много видов Труханова острова: лыжники, конькобежцы, рыбаки. И условный язык – что-то от детского рисунка.
– Все это, наверное, связано с общим движением в живописи 60-х – от пафоса и официоза к частной жизни, к новой интонации – более свободной и иронической. В этом смысле очень органично эти киевские пастели смотрелись на выставке украинского «оттепельного» искусства «Большие надежды» (она проходила в «Хлебне» три года назад).
Да, там были две работы – «Новостройки на Воскресенке» (там жил близкий друг отца Борис Довгань). и это действительно совершенно отдельный период, где-то до 1964-го, потом отец от этой манеры отошел.
Но лет через 30, в 1994-м, когда готовился к первой своей выставке в «музее со львами», пересмотрел эти работы, оформил их в одинаковые черные рамы. В общем, они ему нравились. Но вот что странно: они производят совершенно легкое и счастливое впечатление. Между тем, по разным причинам этот период в его жизни был достаточно сложным и драматичным. И я не знаю, как это получилось, – возможно именно так он выкарабкивался из тогдашней своей депрессии. Возможно, эти «счастливые» киевские пастели – своего рода лечение искусством.
Фотографии из архива Юлии Захарчук