В недавнем фейсбучном опросе «Ваша первая филологическая книжка» среди профессионального и околопрофессионального комьюнити с большим отрывом победил Лев Успенский и его «Слово о словах». Похоже, эту книжку читали все, и в той нише, которую принято называть «Занимательная лингвистика» успел отметиться каждый второй любознательный ребенок (или каждый первый).
Новая книжка Марии Елифёровой по занимательности не уступает популярной классике, но тема несколько более узкая: языковые заимствования.
Мария Елифёрова. #Панталоныфракжилет: Что такое языковые заимствования и как они работают. Альпина Пресс, 2020. (Серия: Primus)
Это невероятно увлекательно и порой неожиданно.
Например, знаете ли вы, что:
– с точки зрения лингвистики достаточно надежным признаком заимствования является А в начале слова. Действительно, если открыть словарь на букву А, мы увидим целую череду явно иностранных слов: абажур, аббат, аббревиатура и т. д. В то же время рядовой носитель языка вряд ли сочтет звук и букву А «нерусскими»… При ближайшем рассмотрении единственными исконно русскими словами, начинающимися на А, оказываются союз а и междометия ах и ай!
– новые и непривычные заимствования нас раздражают, мы точно знаем, что «панталоны, фрак, жилет, – всех этих слов по-русски нет». Но слова, к которым мы так привыкли, – «огурец», «каблук», «шапка» и «шуба» – тоже заимствования.
– помните ли вы, как зовут Малыша (того, что с Карлсоном)? Его полное имя упоминается в книге всего один раз: Сванте Свантесон. Как ни удивительно, это имя, которое русскому слуху кажется типично шведским, на самом деле славянского происхождения. Малыш — тезка нашего Святополка.
И вот с этого места чуть подробнее:
… Святополк, давший это имя множеству шведских мальчиков, происходил не из Древней Руси, то есть не из восточных славян, а из Поморья, балтийского региона, где в Средневековье жили западные славяне. В западнославянских языках и в наше время сохраняются носовые звуки. Поэтому имя Святополк латиницей записывалось как Svantepolk. Сокращенно — Svante.
Отцом этого Святополка был Кнут, герцог Ревельский, внебрачный сын датского короля Вальдемара II. Общая закономерность: там, где в родословную затесались незаконнорожденные, туда заимствованные имена проникают гораздо легче.
О матери неизвестно почти ничего, кроме того, что она была славянкой. Подпорченная родословная не помешала Святополку-Свантеполку занимать довольно высокое общественное положение и жениться на родственнице шведских королей.
Он умер в 1310 г., а имя осталось в шведской традиции и дожило до наших дней. Среди прочих его получили знаменитый химик Сванте Аррениус (1859–1927) и наш любимый герой книги Астрид Линдгрен. Судя по тому, что и фамилия Малыша — Свантесон, его предки тоже носили это имя.