In Kyiv поговорил с куратором и хранителем коллекции европейской живописи, заместителем директора по научно-исследовательской работе музея Богдана и Варвары Ханенко Еленой Живковой о коллекции, завещании основателя и о Музейном квартале, которого нет, но который мог бы быть.
Часть 3. План Ханенко. Музейный квартал
У нашей экспозиции, по большому счету, нет продолжения, и это очень печально. То, что предлагал делать с этим Богдан Иванович Ханенко после своей смерти, тот план развития музея, который ему мыслился, – на всем на этом Советская власть поставила жирный крест. Ханенко ведь по завещанию своему подарил городу огромный доходный дом рядом с музеем с условием, что на первых этажах этого дома будет продолжение экспозиции, а верхние этажи и флигеля будут сдаваться, и это был ресурс для продолжения существования музея. И если бы все шло так, как было задумано мудрым и благородным человеком, мы бы могли сейчас покупать работы на международных аукционах, на «Кристис» и «Сотбис», и мы бы продолжили нашу историческую коллекцию: Ханенко довел ее до определенного рубежа – до начала 19 века, и судьба остановила его.
Если бы завещание основателя и сегодня имело юридическую силу, то мы бы могли приобретать работы художников XIX-го века и, безусловно, наша коллекция пополнялась бы мастерами XX-го века. Но, к сожалению, план Ханенко в 1918-м был «отменен». После развала СССР новые власти тоже о нем не вспомнили, наоборот, – ситуация усугубилась тем, что квартиры в доме № 13 по Терещенковской приватизированы, и это теперь частная собственность. Между тем, мэрия Парижа, например, недавно передала Лувру еще один особняк в центре. Вот так: Лувру, даже с его новыми галереями и подземными павильонами, не хватает пространства. И это естественно: настоящий музей закупает новые работы, расширяет свою коллекцию и увеличивает выставочные площади…
Но у нас есть план, и состоит он вот в чем: в нашем квартале сосредоточено сразу несколько больших музеев: кроме музея Богдана и Варвары Ханенко, тут находится Киевская картинная галерея, музей Шевченко, музей литературы, естественно-научный музей. Между нашим музеем и Картинной галереей в каких-то несчастных полуразвалившихся сарайчиках ютится Национальный научно-исследовательский реставрационный центр. Замечательные реставраторы работают чуть ли не на коленке. Нет места! И тут же, – посмотрите только на все эти дворы между Пушкинской и Терещенковской: какие-то приватизированные пристройки, сарайчики, незаконные гаражи, одноэтажные бараки… Естественно предположить, что как во многих европейских столицах, в центре Киева, на этом пятачке, где такое количество больших музеев, университетов и замечательных библиотек, мог бы быть создан Музейный квартал. И тогда мы сможем показать всю нашу коллекцию, а не 3%, как это происходит сейчас.
Я мечтаю, что когда-нибудь любой человек, придя в музей и ткнув пальцем в копию Инвентарной книги, сможет сказать: я хочу увидеть эту картину! И мы проведем его через анфиладу светлых залов, раздвинем сетки и скажем: вот она! Она нуждается в реставрации, и если вы хотите помочь, – пожалуйста! Но сейчас у нас нет такой возможности. Сегодня, чтобы достать картину из фонда, нужно стащить ее с нар, задевая две другие, между которыми она зажата, и для этого нужно как минимум три человека. Так происходит всякий раз, когда мы делаем инвентаризацию или рестосмотр. Это та музейная рутина, важная и ежедневная, о которой никто не знает. Наше хранилище в сравнении с современными художественными музеями такого же уровня находится в первобытном состоянии. Музеи сегодня идут к открытому хранению. А у нас есть желание и возможности, – мы знаем, как это сделать и даже представляем – где. Но нет сегодня в городе людей, которые располагают доброй волей и пониманием того, что построить можно что угодно и где угодно, но самое главное – такую великую коллекцию сейчас уже не собрать. А какие возможности она дает! И возможность работать с нею, исследовать, а значит поддерживать украинскую школу искусствоведения в живом состоянии; возможность показывать, «играть» с ее смыслами и делать современные выставки, возможность учить детей, наконец. Сегодня же у нас на все это всего лишь два небольших зала. В одном из них – и выставки, и лекторий.
И вот что я хочу сказать в заключение этого разговора: я верю, что все это – и музейный квартал, и новое выставочное пространство, и новые возможности наших музеев – все это когда-нибудь произойдет. Наш город заслуживает этого. А люди, которые помогут осуществить этот благородный проект, войдут в историю города и заслужат добрую и долгую память так же, как заслужили ее Богдан и Варвара Ханенко.
Начало: Музейная авантюра-1
Продолжение: Музейная авантюра-2
Фото: Музей Богдана и Варвары Ханенко