Сегодня кинотеатр «Экран» на пр. Победы, 117 выглядит чудовищно, ободранный, разрушенный уродец даже на фоне неприглядных реалий спального района. Киевскую прессу время от времени сотрясают новости – «Экран» горел! «Экран» сносят! и вот на днях: киевские власти решили сохранить здание. Что из этого выйдет, пока неизвестно.
Свой нынешний облик, лишенный всяких изысков, он приобрел в 1978 году после серьезной перестройки. А начинал жизнь кинотеатр – конечно, тогда синематограф, – в 1911 году как модное развлечение дачного поселка Святошино под Киевом.
Первая в Российской Империи демонстрация изобретения братьев Люмьер состоялась в Петербурге в 1896 году, и синематограф покатился по стране. Киевские газеты начала XX века пестрят рекламой разнообразных «выдающихся картин»: «Бой быков в Севилье», «Тайны колдуньи», «Первый выезд гребца» и даже «Баранья нога», большая фантастическая феерия в 11 картинах. Основатели синематографов конкурировали – допустим, К. И. Стефан обещал «единственный усовершенствованный синематограф без всякого мельканья», а Г. Т. Аксенов требовал: «Прошу мой “Синематограф” не смешивать с другими “Синематографами”!»
Правда, кинотеатры, работающие в городских зданиях, были небезопасны на предмет самовозгораний. 28 марта 1906 года газета «Киевлянинъ» сообщала о проверке их специальной комиссией:
«Комиссія эта предложила Штремеру, синематографъ котораго находится въ домѣ Пастеля на Крещатикѣ, и Мяновскому, синематографъ котораго помѣщается противъ зданія думы, примѣнить рядъ мѣръ къ обезпеченію отъ пожара помѣщеній гдѣ находятся эти театры. Что касается синематографа Мяновскаго въ домѣ Зайферта (около Бессарабки) и Эзерца на Николаевской улицѣ, то комиссія ихъ совершенно закрыла, въ виду возможной опасности ихъ помѣщеній въ пожарномъ отношеніи».
На таком фоне синематограф, открытый предпринимателем Ильей Вильгельмовичем Штейном в Святошине, на Брест-Литовском шоссе, на участке № 267, имел неоспоримое преимущество – он разместился в отдельном, специально построенном здании. Но был у него и значительный изъян – электричество производилось динамо-машиной, а дачникам святошинская летняя сень, сосны в дыму и грохоте уже не казались такими красивыми. Вскоре Штейна «выдавили», он перенес свой синематограф в Беличи.
В истории «Экрана» немало лакун. Однако известно, что в 1917 году в здании, где был синематограф Штейна, работал кинотеатр «Міраж». Из № 22 (май 1917 года) газеты «Социал-демократ» мы узнаем, что в нем проходили митинги. Например, 7 мая товарищи обсудили тактику Р.С.Д.Р.П. и выбрали временный комитет.
В 1923 году, когда Святошино присоединили к Киеву, кинотеатр получил «пролетарское» название «1 Мая». Следующий этап его жизни начался после прихода немцев в 1941-м. Газета «Українське слово» 9 декабря 1941 года живописует, как возрождается околица, разоренная отступающими большевиками, открываются мастерские, магазины, больница. «Найближчим часом почне працювати кінотеатр», – обещает староста района Ф. Я. Полищук.
В войну горожане знали его под название «Экспресс», адрес в киевской киноафише выглядел как «Шосе, 37, Святошино, 3 просіка». Например, в июле 1943-го, как сообщает газета «Нове українське слово», показывали немецкий фильм «Централь Рио» (Zentrale Rio), детектив с Лени Маренбах и Камиллой Хорн в главных ролях, снятый в 1939 году Эрихом Энгельсом.
В 1978 году кинотеатр, значительно прибавивший площади, стал называться (наконец-то!) «Экраном» и проработал до 2010 года. Он не был шедевром архитектуры, не имеет охранного статуса, однако дорог жителям района.
«Экран» на третьей просеке – это мой район. Я ж там смотрела «Корону российской империи»…
Я в школе туда кино ходил смотреть по 10 коп. Хорошо помню скрипучий деревянный пол. Рядов 20 было по, примерно, 15 мест.
Однажды повезло попасть в него на сеанс. Не помню что за фильм, но атмосферу старого кинотеатра запомнила.
Текст: Марина Полякова
Фото из открытых источников