Смотреть за смотрящим

Лозница

«Аустерлиц» – новый фильм Сергея Лозницы, продолжением его должен стать «Бабий Яр» (как «диалогическим» продолжением «Майдана» стало «Событие», фильм об августовском путче 1991-го).

Эта новая «дилогия» – о Холокосте, и название восходит к одноименному роману Зебальда, вернее, к одной сцене из него, где герой посещает «музейный» концлагерь Бриндонк. Фильм Лозницы – о посетителях таких концлагерных музеев, он, как буквальная цитата из Пьера Нора, – о «местах памяти». Но, вернее будет сказать, – он об «индустрии памяти».  Камера тут направлена не на «места», не на мемориализацию как таковую, но на лица посетителей. Лозница, как всегда, снимает «людей в массе», только не сверху, не превращая их в толпу.

Камера медленно рассматривает рассматривающих.

 

«Я побоялся сразу заходить в черные ворота крепости и вместо этого обошел ее снаружи, шагая по неестественно темной, зеленой, почти что синей траве, произраставшей здесь, на острове. С какой бы стороны я ни пытался взглянуть на крепость, в ней не обнаруживалось никакого ясного плана, лишь сплошные бессистемные уступы, извивы, углубления, не укладывавшиеся в мои представления и потому не увязывавшиеся ни с одной известной мне формой, выработанной человеческой цивилизацией, – впрочем, их невозможно было соотнести даже с безмолвными доисторическими реликтами. И чем дольше я удерживал на ней мой взгляд, чем чаще она, как я чувствовал, принуждала меня опускать его, тем непостижимее казалась мне эта махина. … Воспоминание о тех четырнадцати объектах, которые предлагаюсь посетителям Бриндонка, следовавших по маршруту от входа к выходу, несколько померкли с течением времени, или, скорее, затемнились, если так можно выразиться, в тот же день, когда я посетил крепость, может быть, потому, что я в действительности не желал видеть того, что там можно было увидеть…» (Винфрид Зебальд. Аустерлиц)

 

Сергей Лозница. Аустерлиц. 2016. Премьера на 73-м МКФ в Венеции

Интересное