Эта книжечка – из тех, что вошли в серию «Orbis pictus», запущенную петербургским Издательством Ивана Лимбаха в конце прошлого года.
Серию, которую составляют небольшие, как будто вполне самодостаточные и разнонаправленные тексты об изобразительных искусствах, непременно стоит однажды осмыслить целиком, как интеллектуальное предприятие, понаблюдав, как она будет складываться. Но уже хочется говорить о вошедших в нее изданиях по мере их прочитывания, зачем же ждать, начнем прямо теперь – с той, что легла в руку первой.
Эссе искусствоведа Екатерины Андреевой посвящено художникам Александру Арефьеву, Рихарду Васми, Валентину Громову, Владимиру Шагину, Шолому Шварцу, их другу-поэту, Роальду Мандельштаму (который «не просто писал стихи, но именно говорил языком их живописи, как будто это она сама говорила о себе»), их «эстетическому инакомыслию» и городу, без которого непредставима их работа в искусстве и они сами. «Строго говоря, как деятельное сообщество художников Орден непродающихся живописцев существует только в 1948-1956 годах. Но именно эти годы и были для арефьевцев временем «самооформления» <…> Речь идет о практике самооформления индивида, осознающего свою свободу и ответственность перед обществом в принятии самостоятельных решений.»
Автор показывает рождение живописи из духа времени, само ее существование в плотном, душном, тяжёлом воздухе советских десятилетий. Это – не столько даже об искусстве как таковом, сколько о жизни, в которую оно вплетено, о стратегиях делания жизни, выращивания искусства, выработки свободы. Поэтому разговор здесь начинается прямо с рождений будущих участников Ордена на рубеже 1920-1930-х – как раз в то время, когда «кончились петроградские мечты об эллинизме и началось новое варварство» – и доходит до смертей большинства из них в 1990-х (сейчас жив только Валентин Громов). На шестидесяти с небольшим страницах здесь умещается история целого культурного пласта с разными его уровнями, от поэзии до бытового поведения и самосознания, с корнями, уходящими в (совсем, казалось бы, вытесненный к концу сороковых) Серебряный век и дальше, глубже – вплоть до самой античности. Тут разговора – на целую монографию. Хорошо бы однажды ее прочитать.
«…живопись Ордена непродающихся живописцев – искусство о том, что ленинградская жизнь за сталинским железным занавесом всемирна, причастна творческой свободе. Оно доносит мощный гул античной древности и свет совершенства классической европейской культуры, делая эти далекие звук и свет экспрессивными силами наших дней и своего места – города в невской «гранитной долине», «царства строгих фигур».»
Текст: Ольга Балла
Екатерина Андреева. Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017.