Это сборник публицистических заметок-наблюдений филолога Гасана Гусейнова об изменениях русского политического и повседневного языка последних лет.
В собранных статьях (вы наверняка их читали, но изданные вместе, в подбор они действуют наглядно и сильно, как плакат) произведен разбор языковой травмы, которая разворачивается у нас на глазах.
Это репортаж о том, как время и обстоятельства меняют речь и как потом, в свою очередь, речь меняет людей.
Это дневник наблюдений трагедии (русской) политической речи, и выходит эта книжка в Киеве, на русском языке, в издательстве «Лаурус».
Гасан Гусейнов. Язык мой – Wrack мой. Хроника от Ромула до ленинопада. –К.: Laurus, 2017
____________________________________________________
8 марта 2014 Самые новые русские
В Кремле подписан договор о присоединении Крыма к России.
Однажды Зевсу пришлось вмешаться в охоту собаки, которая могла догнать любого зверя, на лисицу, которую не мог догнать ни один зверь. Зевс вышел из положения, остановив бежавших и превратив собаку и лисицу в камни, которые до сих пор показывают в Греции.
Смотрю на фотографию. Гагра или Гульрипши, лето 1962 года. На снимке – молодой поэт Евгений Евтушенко, сидя на галечном пляже, приобнимает щуплого мальчишку.
Мне скоро девять, и мы с ним поем песню «Хотят ли русские войны?» Считается, что слуха у меня нет. Мой отец – азербайджанец, а мать – еврейка. Это мне уже известно – так записано на последней странице классного журнала. Никакого противоречия я в стихах не вижу. Здесь, у себя дома, мы все можем быть разными, а в большом мире мы – русские, т. е. советские. Эту же простую формулу прочитаю через несколько лет у Корнея Чуковского в книге о языке.
Четверть века спустя я буду работать в академическом институте. Год 1988. Несколько дней назад вышла моя статья о позднесоветском русском языке. Ее прочитал заместитель директора института, довольно известный тогда публицист и литературовед. Он сказал мне на Тверском бульваре так: «Человек с вашей фамилией должен все-таки трижды подумать, прежде чем писать о русском языке».
Ага, думаю, значение слова «русский» меняется.
Этическое в понимании Евтушенко начала 1960-х сменилось этническим к концу 1980-х.
Когда будущий историк будет разбирать подписи сторонников и противников войны Украины с Россией, ему придется отвечать на вопрос, почему с той и другой стороны так много, например, армян и евреев, татар и грузин, украинцев и русских. Есть так называемые этнические украинцы, с яростью нападающие на Украину, и так называемые этнические русские, готовые снести с лица земли Кремль.
Кто же теперь – русские?
Поскольку инициатор войны – президент России Владимир Путин, мы можем сузить вопрос: кто такие русские для Путина или, попросту говоря, кого Путин называет русскими и ведет за собой?
На поверхности ответ такой.
Русскими Путин считает тех, для кого не утратило обаяния и политической привлекательности все советское.
Но речь все же идет не о восстановлении СССР и вообще не о движении в прошлое.
Ведь советский строй формально был наднациональным.
Все, как говорили в российской империи, инородцы, а также евреи и прочие иноверцы, стали советскими людьми, и теперь некоторые из них ловят этот привычный советский сигнал. Они выстроились под звуки той трубы, в которую во время Вели- кой отечественной войны подул Сталин и развернул свою страну наружу как Россию – наследницу империи, а внутри страны — построил хитроумную машину русификации.
Хорошо,что Ю. Гагарин
Не еврей и не татарин,
Не таджик и не узбек,
А наш советский человек,—
гласила частушка, созданная в те же годы, что и стихотворение Евтушенко «Хотят ли русские войны?».
Многим евреям в России Путин нравится тем, что он не антисемит, и даже вообще, кажется, не шовинист. Он даже с Мустафой Джемилевым по телефону пообщался с полным уважением – правда, не как с гражданином соседней Украины, а как со своим бывшим и будущим клиентом – с советским крымским татарином.
Почти по Высоцкому – «к тоже пострадавшему, а значит – обрусевшему».
«Мустафа-ака», — сказал президент РФ гражданину, ожидающему реабилитации. Такому, которому надо только помочь завтра стать своим. С будущим русским человеком крымско-татарской национальности.
Иначе говоря, для президента РФ русским становится каждый, попадающий во взаимодействие с его государством. Именно так – от Жерара Депардье до Мустафы Джемилева.
Этого не понимают и никогда не поймут бесчисленные стаи шовинистов, жидоедов, чуркогонов и кавказорезов, которые время от времени беснуются в метро или спальных районах и которым кажется, что отмашка на создание арийской России уже дана. Новым атаманам козолупам претит евразийская риторика, которая заставляет принимать в русские, т. е. в себя, всяких узкопленочных, чебуреков и урюков.
Но право чувствовать себя бойцами за русскую идею и русскую государственность, слышать, как сама история свистит в их мохнатые уши, делает всех этих полубайкеров-полугопников теплым воском в руках главнокомандующего.
Дело служивое: когда надо, их похватают и рассажают по зонам, когда надо – выпустят попугать погромами кого надо.
Такой предельно щедрый взгляд на русскость и позволяет Владимиру Путину совершенно искренне видеть в каждом хоть чуть-чуть ностальгирующем человеке на всем постсоветском пространстве настоящего, полноценного соотечественника – русского человека.
В Крыму шанс стать русскими будет предложен всем – и украинцам, и русским, и крымским татарам: признай новый административный статус и прими российский паспорт.
В Татарстане у нас русские – татары, в Крыму будут – крымчане, в Латвии они – латвийцы, в Азербайджане – каспийцы, а в Казахстане – посмотрим, как они там могут называться: страна большая, обильно политая кровью всех бывших советских людей. Наша, русская земля.
Значение имени русских на этот раз переведено на на русский язык не со старого советского, а с английского. Это то самое надэтническое значение, в котором словом «русские» пользуется пресловутый Госдеп.
Один из лидеров Евросоюза, германский социал-демократ Мартин Шульц процитировал строчку Евтушенко «хотят ли русские войны», задавая риторический вопрос Кремлю. В голове евродепутата «русские» раньше были советскими, и вот сегодня словно вернулись из одного похода, чтобы позвать в другой. Вызвать всех, кого только можно вызвать, из новых соседних государств.
Пока на этот вызов откликнулась молодежь в России. За пятнадцать лет горючая смесь из советской ностальгии, евразийской мифологии, пропаганды насилия, обиды и исключительно- сти дала интересные плоды, простую картину мира, в которой тебе, независимо от рода и племени, нужно выбрать – русский ты человек или нет. Если за Путина – русский, если против – нерусский.
А из стихотворения Евтушенко новые путинские русские выбрали, похоже, другую строчку: «Да, мы умеем воевать…»
«Русские не сдаются», — говорят, ответил российскому адмиралу командир украинского корабля.
Итак, уже русских гонят на войну с пока не русскими ради спасения других русских.
Это надо суметь.