Борис Ерофалов о том, как сделать город пригодным для жизни. Пункт номер два плана для города.
Мы обсудили санитарные нормы города: это избавление от инфраструктурных монополий и дегаражизация, дементизация, декегебизация … Переходим от негативной повестки к созидательной.
Первое: необходимо прописать простые городские правила, чтобы каждый гражданин понимал, что город развивается правильно. Правила простые – не потому, что наивны и глупы, а потому что понятны и не осложнены ерундой (бюрократией) и доступны. Пример: движение американской администрации навстречу налогоплательщиков. Всеобщее декларирование и отчетность они пытаются свести к формату открытки.
Второе: правительственный центр, как и планировал Скоропадский, разместить на Зверинце. В назидательных целях переименовать Зверинец в Добрынец. Гетман задумывал эту историю сто лет назад, пора.
Третье: топонимика. Вернуть старым улицам имена, которые давались им при рождении, закладке в теле города с сознательной артикуляции. Большая Владимирская, Малая Владимирская, Большая и Малая Васильковские, Безаковская, Фундуклеевская….
Четвертое: заново заселить правительственные здания. В здании Верховной Рады, которое построил Владимир Заболотный, устроить концертный зал. Заболотный сделал реплику на педагогический музей, Центральную Раду архитектора Павла Алешина. Здания-братья, со стеклянным куполом, с хорошей акустикой. Хорошие концертные залы, как Royal Albert Hall, должны быть центрическими. В Киеве очень мало концертных залов. Качество акустики Филармонии (бывшее Купеческое собрание) излишне превозносится.
Кабмин мог бы стать Центром обслуживания граждан.
Мариинский дворец – царский павильон, в нем в середине XIX века были устроены минеральные киевские воды. Конечно же, это здание минеральных вод. Хватит на него смотреть из-за забора.
В администрации президента, бывшем здании Киевского особого военного округа ЦК КПбУ, разместим Институт развития города. Из его окно хороший вид, Киев станет лучше.
Присутственные места, здание бывшего Губернского правления – удивительный позднеклассический дом, абсолютно симметричный, но испорченный асимметричными ведомственными надстройками. Правое его крыло указывает на Михайловский, левое – на Софиевский собор. Они стали центральной осью и объединили площадь и эти средневековые соборы по законам нового времени, классицизма. Это не самое сильное произведение классицизма, но оно стоит в самом центре города Ярослава, в нем было бы логично устроить Музей Киева.
Здание МИД с его колоссальными колоннами. Стоящий на теле старого города обломок сталинского правительственного форума мог бы стать Археологическим музеем.
Здание СБУ, построенное для Земства, необходимо вернуть городской громаде. Это правильно и с культурной и с исторический точек зрения.
Дома, оккупированные прочими министерствами и ведомствами, в зависимости от функциональных особенностей, передать университетам, библиотекам, театрам…
Как осваивать эти большие, бегемотоподобные здания власти?
С архитектурной точки зрения, многие из них высокого качества. Это можно было бы использовать. На крышах зданий вокруг Таймс-Сквер устроены рестораны с прекрасной демократической атмосферой. Эту демократическую атмосферу нужно запустить во все неповоротливые, тяжелые, с портиками здания. Пространство внизу зданий, холлы и атриумы при высоченных потолках можно рассматривать как расширение общегородского пространства. Во всем мире первые этажи небоскребов – это рестораны, корнеры каких-то магазинов, зоны отдыха, кафе.