Это последняя книга Юрия Герчука, критика, искусствоведа и «книжника», – «книжник» он потому, что главным его предметом всегда была книжная графика, история книжной иллюстрации.
Большую часть этого тома составляет «Искусство оттепели», впервые изданное полностью, при этом хроника «оттепельной» художественной революции здесь описана изнутри: собственно, «эффект присутствия» это концептуальный прием, без отстранения и неизбежного при таком отстранении поколенческого скепсиса. Просто честный отчет: как это было, по порядку, с самого начала, с 50-х, когда «в тени еще холодно» – и дальше: до «бульдозерной выставки», до фестиваля, до дела Синявского-Даниэля.
Проза Герчука, которая издана впервые, происходит из той же «кухни» и более всего напоминает фантастические гротески Абрама Терца. Она проиллюстрирована самим Герчуком, но, кажется, именно здесь становится понятно, почему любимыми его книжными художниками были Соостер, Голицын и вся эта условная «научно-фантастическая» школа издательства «Знание».
«Разумеется, «оттепельная» культура была насквозь утопической, неразумно полагалась на силу чистого разума. Выросшие в мире коллективного безумия, мы надеялись преодолеть его инерцию логикой ясной мысли – лишь бы можно стало, наконец, выговорить вслух то, что удалось понять. В этом-то «оттепельном» рационализме, в безнадежном пафосе просветительства (будто стоит лишь объяснить то, что столь очевидно нам, – и «те» поймут) был порок «оттепельных» идей, вина или беда поколения «шестидесятников», а не в «социалистическом выборе», который просто еще нельзя было сделать предметом общественного обсуждения …»
Юрий Герчук. Эффект присутствия. М.: Арт-Волхонка, 2016.