• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Стиль

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів

Его личная утопия

1.8K Просмотров 30.09.2017

Его личная утопия Pin It

Французский этнолог, социолог, этнограф, философ, теоретик культуры Клод Леви-Стросс (1908-2009), отец структурной антропологии, был, видимо, одним из последних искренних и страстных носителей классического европейского просветительского духа – из последних крупных его носителей, формирующих вокруг себя культурное пространство.

Он был из тех – уже исчезающе немногих – кто очень верил в преображающую силу научного знания и научной мысли. Особенно – науки антропологии, которой посвятил жизнь он сам.

Антропология была для него не только наукой наук, закономерным (и уж не высшим ли?) этапом развития и гуманитарного, и естественнонаучного знания, и результатом их конструктивного взаимодействия, и плодом ценностного созревания человечества. Он возлагал на нее исключительно большие надежды. В каком-то смысле можно сказать, что она была его личной утопией – в универсальности (и действенности) которой он не сомневался.

«Антропология во всех смыслах выходит за пределы традиционного гуманизма. Ее поле деятельности включает все обитаемые территории, а ее методика объединяет приемы, принадлежащие всем формам знания, и естественным наукам, и гуманитарным.»

Так говорил Леви-Стросс своим токийским слушателям в 1986 году, когда приехал в любимую им Японию в четвертый раз по приглашению Фонда Исидзаки – читать лекции. Три лекции, прочитанные им тогда, и составили эту небольшую книжечку. По существу, они представляют собой сжатую формулировку его мировоззрения.

Работа антрополога означала для него не только профессию, но и – одновременно с этим, а может быть, и прежде этого – этическую позицию.

Именно антропология, был уверен Леви-Стросс, как ничто другое, способна помочь человечеству и разглядеть «проблемы современности» как следует, и решить их, потому что учит тому, что нужнее всего для их решения: видеть другого, чужого, инакоустроенного человека, понимать устройство его жизни и ценностей, осмысленность и оправданность этого устройства. Видеть и понимать даже то, что ценности и смыслы иных обществ, сколь бы экзотичными ни казались они нам, западным наблюдателям, – не такие уж нам чужие. И что у каждая культура у каждой – в том числе, наша, «развитая», у культур «примитивных» – может многому научиться, была бы только внимательность и добрая воля.

В 1986-м еще можно было верить в то, что это достижимо без чрезвычайных усилий, простым развитием знания, мысли и чувства – и даже будет вскоре достигнуто.

Почему-то упорно думается в связи со всем этим, что Леви-Стросс неспроста прожил такую огромную осмысленную жизнь: он был редкостно, животворяще гармоничным человеком. Таких людей – идеалистов без иллюзий, верящих в человека, не переставая видеть его сложность – теперь отчаянно не хватает в составе культуры.

«Знакомство с Японией убеждает нас, людей Запада, в том, что каждая культура в отдельности и вся совокупность культур, составляющих человечество, выживают и процветают только тогда, когда следуют двойственному ритму открытости-замкнутости, то расходясь врозь, то сопутствуя друг другу в развитии. Чтобы сохранить своеобразие и поддерживать между собою дистанцию, необходимую для взаимного обогащения опытом, они должны оставаться верными себе, и цена этой верности – известная глухота по отношению к чужим ценностям, полная или частичная невосприимчивость.»

Текст: Ольга Балла

Клод Леви-Стросс. Узнавать других. Антропология и проблемы современности / Пер. с фр. Е. Чебучевой. – М.: Текст, 2016. 

Ольга Баллачитати
Share

Читайте также

Просмотр

Українські шляхи Івана Світа

Просмотр

От рыбы к воде, от хвороста к огню

Просмотр

2 штуки: Ірванець презентує Гловацького

Просмотр

Город с большой буквы и Бессмертие на определенное время

Просмотр

Короткий метр

Просмотр

Блакитний океан та інші

Просмотр

Імперії занепадають, імперії відроджуються

Просмотр

Человек ясного света

Предыдущий пост

Конструктор смыслов, снов и…

In 111 слів

Конструктор смыслов, снов и слов

Просмотр

Следующий пост

Изящные, сложные, важные фигуры

In Місто

Изящные, сложные, важные фигуры

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: