В середине декабря в Киеве открывается выставка, посвященная харьковскому авангарду: «Город ХА. Харьков Авангардный: проект-исследование». Один из кураторов выставки, директор Харьковской муниципальной художественной галереи Татьяна Тумасьян, рассказывает о ней 111 слов и отвечает на вопросы InKyiv.
Мне кажется, это первая серьезная, масштабная, культурная интервенция Харькова в Киев, первой столицы во вторую столицу. Показать культуру большого города — с традициями, с историей, с ресурсами на главной выставочной площадке страны, для столичного зрителя – это важно и ответственно. Поэтому мы и рассматриваем ее не только как выставку, а как синтетический проект, проект-исследование, в котором есть и выставочная экспозиция, и историографический объект, есть книга-справочник, позволяющая проанализировать, изучить предмет, и внушительный перечень встреч с интересными людьми Харькова, которые создают современную художественную харьковскую ситуацию и за нее отвечают. Сломов, это целый комплекс событий, и он, наверное, сможет отразить понятие «Харьков авангардный» в историческом и современном смысле.
Что собой представляет Харьковский авангард?
С позиции кураторов этой выставки харьковский авангард – это гораздо более широкое понятие, чем определение «классического» авангарда. То есть, это все новое, яркое, что в Харькове родилось за 100 с небольшим лет, все, что «подпиталось» от нашего конструктивизма, от авангарда первой волны, от авангардистов 1920-х. Это революционное, инновационное, оригинальное, продолжает развиваться, проявляться в течение следующих 100 лет, вплоть до художников новой волны, которые появились в 2000-х.
Василь Єрмілов. На пляжі. Ранок. Вечір. 1936
Что (кто) был отобран для выставки, принцип отбора?
В этой выставке участвуют 25 авторов. И кроме того, что мы говорим об авангарде, мы говорим об одном направлении в нем: о концептуальной, текстуальной природе харьковского авангарда. Делаем акцент на таких моментах как: знак, текст и слово. Отсюда и подход в отборе авторов. Мы условно разделили это столетие на три периода, первый – это классический авангард, 1920-1930 годы. В экспозиции его представляют пять авторов: Василий Ермилов, Борис Косарев, Мария Синякова, Георгий Цапок и Григорий Бондаренко. Так, Григорий Бондаренко был учеником Петрова-Водкина, тут совсем прямая связь; Косарев и Ермилов – яркие представители отечественного авангарда.
Марія Синякова. Ескіз жіночого костюма. 1920-ті
Второй период гораздо более широкий и более размытый. Это период, связанный с концом 1950-х—1960-х, Оттепель, которая позволила выйти из подполья неофициальным художникам — и вплоть до 90-х годов, до момента, появления новой государственности. В этом периоде, у нас, конечно же, Вагрич Бахчанян, потому что это художник, который наиболее ярко работал со словом. Даже больше со словом, чем с образом, и сам себя характеризовал как художник слова. В этом же периоде очень активно работали и проявились: Виталий Куликов, Виктор Гонтаров, Павел Маков – все это знаковые имена для Харькова. В этом же периоде с начала 1970-х, может быть, даже с конца 1960-х стала проявляться харьковская фотография, она была известной и авторитетной еще в рамках Советского Союза, наравне, например, с фотографией литовской, были две такие, условно, школы — харьковская и литовская. Это и группа «Время», художники, которые связаны с этой группой и с последующими объединениями вокруг харьковской фотографии. В нашей выставке мы не могли позволить себя показать всех, мы концентрировались на тех работах, в которых концептуально важно текстовое начало.
Борис Михайлов. Хліб ( із серії «Вчорашній бутерброд»). 1960-1970
Фотографы, которые у нас представлены – Борис Михайлов, Сергей Братков, Виктор и Сергей Кочетовы, Евгений Павлов, и более молодой, но продолжающий это направление – Роман Пятковка. В конце 1980-х стали появляться молодежные художественные объединения, в Харькове появилась «Литера А». Она существует уже более 25 лет, и для Харькова это легендарная группа. В разное время в нее входили многие интересные и яркие художники. Ряд художников «Литеры А» на нашей выставке: Алексей Борисов и Андрей Пичахчи. Помимо художников профессиональных, мы хотим показать еще одну персону, невероятно важную для Харькова, легенду Харькова — Олега Митасова. Он не был художником, но создал свой совершенно отдельный художественный мир: и уличные и внутриквартирные росписи. В Харькове о нем многие знают и культивируют митасовское наследие. Есть даже рок-группы, которые пишут песни на его тексты. Мы считаем, что Митасов, который оставлял свои послания городу и будущему, совершенно философские, будетлянские, — повлиял на развитие художественной среды в Харькове. Мне кажется, что он — некий мостик между художником слова Бахчиняном, между художниками-конструктивистами, которые активно использовали слово и знак в своих работах (и в плакатных, и не только), просто уделяя слову в 20-х годах гораздо больше значения, чем это было до того; и этот мостик «протянулся» к Гамлету Зиньковскому, который ходит по старому Харькову и оставляет свои знаки — текстовые и символические, и визуальные.
Євгеній Павлов, Володимир Шапошнников. Спільне поле. 1996
Но вы не берете работы Зиньковского?
Берем, берем, это я пока говорила о важном для Харькова феномене Митасова, для объяснения художественных взаимовлияний Харькова. Третий период — это молодые авторы, которые появились в украинском искусстве в начале 2000-х, и сейчас их неизвестными не назовешь: Гамлет Зиньковский, Роман Минин, Артем Волокитин, Виталий Кохан, Иван Светличный, Алина Клейтман, — еще шесть художников.Они как бы закрепляют авангардную традицию и продолжают ее в своих совершенно разных и не похожих друг на друга работах. И это уже, конечно, обращение к новым техникам: саунд-арт, кинетические инсталляции, видео-арт, стрит-арт. У нас в экспозиции будет реальный стрит-арт, снятый с улицы Гоголя, это роспись Гамлета Зиньковского, привезённая в стены Национального музея Украины.
Павло Маков. Укриття, пейзаж. 2017
Будет ли сопровождать выставку каталог?
Он уже есть. Каталог делал прекрасный дизайнер Татьяна Борзунова. Это не столько каталог, сколько справочное издание, которое дополнит и экспозицию, и инфографику, и даст более полную картину о самом проекте. В отличие от экспозиции каталог построен в обратной хронологии, это сделано специально. Он начинается с самых молодых, проходит через среднее поколение и заканчивается классиками.
Что зрители увидят впервые?
Реальный стрит-арт харьковских улиц, который будет выставлен в залах главного музея Украины, такой прецедент, повторяющий опыт Бэнкси. Зрители увидят несколько работ, которые делались специально для этого проекта, того же Гамлета Зиньковского из цикла «Святые места», увидят совершенно новую работу Павла Макова «Укриття». Впервые зрители увидят кинетическую инсталляцию Романа Минина, которая до этого была им показана только для своих друзей в Инстаграме. Публично, официально, она появится на нашей выставке. Впервые все увидят наш инфографический объект, который позволит оценить взаимовлияния харьковской художественной и артистической среды друг на друга за эти 100 лет по трем векторам: люди, события, время. И еще у нас одна фишка: в аванзале музея будет представлен проект о проекте, лаборатория, такое домашнее задание, рассказ о кухне, рассказ о том, как «варился» проект. Мы впервые покажем фильм, который еще находится в процессе – Work in Progress, фильм украино-немецко-французский о строительстве Госпрома, точнее, не только о строительстве, но вообще о Госпроме, в том числе и о сегодняшнем его дне. Но в этом фильме была использована хроника, 1925-1928 год, потрясающая, у нас она будет работать отдельным визуальным объектом в том зале, где представлены 20–30-е годы.
Сергій Братков. Дежпром. 1996
Что кроме живописи, характеризует Харьков и будет включено в выставку?
Живопись, к слову сказать, не очень характеризует Харьков, для Харькова самое главное – это графика, фотография и дизайн. Но живопись на нашей выставке, конечно, будет.
Планируются ли кураторские экскурсии и лекции?
Да, кураторские экскурсии будут, минимум две. Первая – Сергея Браткова, она пройдет 16 декабря, на следующий день после открытия. Моя кураторская экскурсия будет завершать проект, она пройдет 17 февраля, потому что выставка длится два месяца. И между этими экскурсиями будет очень большая и очень интересная, на мой взгляд, интеллектуальная платформа, образовательная, которая включает кинолекторий- показ шести фильмов о Харькове и об известных харьковчанах: о Ермилове, о Куликове, о Госпроме, как я уже говорила, о Доме Слово, фильм о Гамлете и короткий метр Николая Ридного, молодого харьковского художника. Будут творческие встречи с Павлом Маковым, с Сергеем Жаданом – символом современного культурного Харькова, с Олегом Дроздовым, архитектором, наследующим конструктивистскую традицию в современном градостроительстве, который открыл первую в Украине частную архитектурную школу. Будет встреча с Олегом Векленко, президентом «4 блока» – триеннале плаката и экологической графики, в следующем году которая будет праздновать свой 30-летний юбилей. Будет встреча с Ириной Даниловой – художником, перформером, акционистом и профессором Нью-Йоркского университета, которая занимается знаменитой группой «Флюксус»; в группе «Флюксус» на излете ее существования принимал участие и Вагрич Бахчинян. В общем, 15 событий. Ну и закончим мы дискуссионной панелью, круглым столом на эту тему: что же в Харькове происходит с авангардом, модерировать его будет Лидия Стародубцева.
Текст: Даша Перельмутер, Харьковский университет имени В.Н. Каразна, 6 курс, група СК-61, кафедра медиакомуникаций
Місто ХА. Програма
Грудень, 2017
- 15. 12. — 17.00 Прес-тур виставкою проводить кураторка Тетяна Тумасян
- 15.12. — 18.30 Відкриття виставки «Місто ХА»
- 16.12 — 15.00 Кураторська екскурсія Сергія Браткова
- 16.12 — 18.30 Кінолекторій. Перегляд фільму харківської тележурналістки Олени Григор’євої «Віталій Куликов: чотири дотики» (2015). Зустріч з авторкою фільму.
- 17.12 — 13.00 Лекція Тетяни Павлової «Харків: Час авангарду. Від легендарної Сімки кінця 1910-х («Спілка семи») до нової Сімки 1970-х (група «Час»)». Презентація книг Тетяни Павлової «Мистці українського авангарду в Харкові» і «Український авангард: харківський текст».
- 22.12 — 18.30 Кінолекторій. Презентація work-in-progress фільму «Будинок» / Україна – Німеччина – Франція (2017) Тетяни Кононенко і Матильди Местер про головну архітектурну пам’ятку Харкова – Держпром.
- 27.12. — 17. 00 Творча зустріч з Сергієм Сергієм Жаданом.
- 29.12. — 18.30 Кінолекторій. Режисерка Оксана Коклонська представляє документальний фільм «Конструктор Василь Єрмілов» (2013), знятий за архівними матеріалами та на основі розмов із нащадками художника.
Січень, 2018
- 12.01. — 18.30 Кінолекторій. Перегляд фільму Андрія Загданського «Вагріч і чорний квадрат» (2014) – про головного концептуаліста 1960-1970 років Вагріча Бахчаняна, визнаного в США і майже забутого в Україні. Фільм представляє продюсер Геннадій Кофман.
- 21.01. — 15.00 «Місто майбутнього та його турбулентність». Лекція архітектора, фундатора і викладача Харківської архітектурної школи Олега Дроздова.
- 26.01 — 18.30 Кінолекторій. Перегляд фільму Олега Чорного «Проект дощу» (2016) про «співця харківських вулиць» Гамлета Зіньківського. Зустріч із режисером.
- 28.01 — 15.00 «Харків прагматичний». Розмова з художником Павлом Маковим у форматі «запитання-відповідь».
Лютий, 2018
- 02.02 — 18.30 Кінолекторій. Перегляд фільму «Сірі коні» (2016) Миколи Рідного. Дискусія за участю автора.
- 04.02 — 15.00 Лекція Ірини Данилової (художниця, кураторка, професорка Міського Університету Нью-Йорка (CUNY) «Боротьба мистецтва за життя або тріумфальний кінець авангарду. Післямова» – про міжнародну групу «Флюксус» і Вагріча Бахчаняна.
- 9.02 — 18.30 Лекція Олега Векленка (професор ХДАДМ, Президент асоціації «4-й Блок»), присвячена ювілейній Х Міжнародній трієнале еко-плакату «4 Блок» та темі майбутнього фестивалю «Жіночий погляд на екологію».
- 11.02 — 16.00 Кінолекторій. Перегляд документального фільму «Будинок «Слово» (2017). Зустріч із режисером картини Тарасом Томенком і авторкою сценарію Любов’ю Якимчук.
- 16.02 — 18.30 Круглий стіл «Genius loci: парадокси харківського авангарду» за участі мистецтвознавця Олега Коваля (Харків); мистецтвознавиці, доцентки ХДАДМ Наталі Мархайчук (Харків), кандидатки мистецтвознавства Лесі Смирної (Київ). Модераторка – Лідія Стародубцева, професорка ХНУ ім. Каразіна, докторка філософських наук, кінорежисерка, радіожурналістка.
- 17.02 — 15.00 Кураторська екскурсія Тетяни Тумасян
_______________________
- Что: выставка «Місто ХА. Харків Авангардний: Проект-дослідження»
- Когда: 16.12.2017 – 18.02.2018; время работы: среда, четверг, воскресенье —10:00-17:00, пятница — 12:00-19:00, суббота — 11:00-18:00
- Где: Национальный художественный музей Украины, ул. Грушевского, 6