Часть 1. Пространство галереи
In Kyiv: Мы говорили ровно год назад о «Дукате» и Educatorium’е как о новых площадках, выстраивающих свое поле и обозначающих свою, как нынче принято говорить, – миссию. Прошел год, вы очень быстро стали не «новой площадкой», но серьезной арт-институцией со своей репутацией и своей историей. Стало понятно, чем вы занимаетесь – фактически пишете другую историю украинского искусства ХХ века. Но это был такой, внешний, я бы сказала, взгляд. А каков взгляд изнутри? Как сами вы видите и оцениваете то, что сделано?
Я понимаю, что внешний взгляд нельзя корректировать, это некая данность и это нужно именно так воспринимать. Но я бы сказал, что мы не пишем новую, другую историю, мы ее открываем. Мы здесь – археологи, мы занимаемся раскопками, мы находим, сдуваем пыль, восстанавливаем, реконструируем недостающие страницы. По счастью, это возможно, это недавняя история, 1960-1980-е годы, то, что называли неофициальным, альтернативным, нонконформистским искусством. Трудно оценивать себя изнутри, но, кажется, что-то у нас получилось. У нас был большой и, мне кажется, достойный проект «Лабиринты Аксинина», мы делали его вместе с Национальным музеем. Это была большая работа, которая завершилась выставкой и конкурсом текстов об Александре Аксинине. В целом, многое получилось, но законы Паркинсона в действии, и всякий раз получается так, что если ты что-то планируешь через 5-6 месяцев, то это получится в лучшем случае через год.
In Kyiv: О планах, которые меняются: Вы должны были начинать 2018-й год выставкой легендарного фотографа Ирины Папп, – этот проект откладывается?
Да, мы сделаем ее позже. Ближайшая наша выставка будет посвящена «формальному искусству неформалов», нефигуративной, абстрактной живописи советской эпохи, – той, что дальше всего отстояла от официоза и была своего рода «красной тряпкой» для советских чиновников от искусства. У нас собралась хорошая коллекция, к финисажу мы планируем подготовить каталог. По сути, это продолжение того, что мы делали в прошлом году – с тем же Аксининым, с экспозициями Аллы Горской и Вениамина Кушнира (я считаю, что Кушнир – наше открытие, до этой выставки он был известен в узком кругу профессионалов, работ сохранилось очень мало, даже в семье). На этот раз мы делаем акцент на абстракциях, мы представим Елизавету Кремницкую-Бедзир из Ужгорода, художниц из круга Аксинина – Генриетту Левицкую и Галину Жегульскую, из киевлян, конечно же, будет Николай Тригуб, ранние работы Александра Дубовика… Я сейчас все имена не называю, пусть что-то останется в уме и станет неожиданностью. Хочется думать, что люди придут, и они не будут разочарованы.
In Kyiv: А другие – не исторические проекты, то, что связано с настоящим временем, – здесь и сейчас? Вообще, у вас есть концептуальное различие между первым и вторым этажом, «Дукатом» и Educatorium’ом, галереей и лабораторией?
Честно говоря, чем дальше, тем более эти границы стираются. Меня предупреждали, что так будет, и в самом деле, все больше проектов второго этажа переносится на первый и наоборот. Но сейчас у нас на втором этаже графика молодых киевских художников (проект называется «Эволюция»), мы уже не первый год работаем с этой группой и приятно видеть прогресс. Накануне Нового года была тут графика прекрасного художника из Днепропетровска Сергея Алиева-Ковыки (я бы с удовольствием выставил его живопись), сейчас заканчивается выставка Павла Макова, скоро будет Александр Дремов – одесский художник, которого у нас мало знают. Вообще, почему интересно работать с современным искусством: у нас ведь рынок пока не устоялся, он еще не ранжирован, как в какой-нибудь Швейцарии, или даже в Польше, у нас все как-то хаотично, и потому так увлекательно находить в этом хаосе новых и едва известных широкому кругу художников.