• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In Тиждень

«Очень жизненный путь»

1.6K Просмотров 29.11.2018

«Очень жизненный путь» Pin It

Авторы и составители биографии Венедикта Ерофеева (а Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский – именно «авторы и составители», однажды они назвали себя «отборщиками и класификаторами»), во-первых, нашли для нее концептуальное и убедительное название – «Посторонний»: создатель бессмертной «поэмы», равно как и ее персонаж, из тех, кто всегда «чужие на пиру». Венедикт Ерофеев не просто не вписывался в советскую систему и окружающую его советскую «среду», он ускользал, уходил от любой мало-мальской возможности однозначного объяснения и приятия, и это в равной степени касалось мировоззренческих установок (традиционной «интеллигентской» системы ценностей), отношений с родными, друзьями и женщинами.

А во-вторых, и это главное, – они придумали остроумный и – опять же – убедительный ход: в этой книге фактически две биографии – писателя и персонажа. Главы чередуются, за биографическим эпизодом «Венедикта» следует железнодорожный перегон «Венички», и лишь в последней «смертельной» главе они сливаются воедино: оба погибли сходным образом, обоих смерть «схватила за горло».

Обе биографические «партии» – и авторская, и персонажная – представляют собой в известном смысле центон. –  В первом случае это документы и устные рассказы, корректирующие друг друга свидетельства самого Ерофеева, его ближних и дальних родственников и знакомых. Во втором – комментированный анализ поэмы, с бесчисленными ссылками на предшественников, с объяснением цитат (подчас слишком очевидных) и мифологических аллюзий.

 

Легендарную историю об университетском пьянстве Ерофеева со слов «кого-то из Вениных однокурсников» пересказала в своих воспоминаниях Наталья Логинова: «На первом курсе Венедикт Ерофеев стал чемпионом “выпивки” (не помню, как был обозначен в рассказе этот титул). Происходило это в Ленинской аудитории, рядом с кафедрой, ставился стол, на котором были кастрюля с вареной картошкой, банка с килькой, хлеб и бутылки с водкой. С каждой стороны стола садился представитель какого-то факультета. Мне запомнились историк, математик и от филологов — Венедикт Ерофеев. Зрители, они же и болельщики, располагались амфитеатром. По гонгу участники соревнования выпивали по стакану водки, после чего закусывали и начинали беседовать на заданную тему. Через некоторое время гонг повторялся, как и все остальное, и постепенно участники начинали отваливаться. И вот остались математик и Веня. Но после очередного стакана кто-то из болельщиков очень бурно приветствовал математика, тот обернулся и упал со стула. И так Веничка остался один за столом как Чемпион, хотя тоже был “под завязку”

… «Не вино и не бабы сгубили молодость мою. Но подмосковные электропоезда ее сгубили», — отметил Ерофеев в записной книжке 1973 года. «Лет восемь или десять мы жили в железнодорожных тупиках, — лишь самую малость сгущая краски, рассказывал о второй половине 1960-х — начале 1970-х годов и тогдашнем быте Ерофеева и его компании один из ее участников, Игорь Авдиев. — Мы садились в электричку и ехали по старому любимому маршруту, до Петушков. А потом последний поезд загоняли в тупик, и там, в тупиках, приходилось ночевать». 

 

Олег Лекманов. Михаил Свердлов. Илья Симановский. Венедикт Ерофеев: посторонний. – АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018.

Олег Лекмановчитати
Share

Читайте также

Просмотр

Заметки на полях

Просмотр

Процедура волеизъявления

Просмотр

«Бездумное питание: почему мы едим больше, чем думаем»

Просмотр

Голубиная оратория

Просмотр

Мальчик, беги

Просмотр

Линии, проведенные по земле

Просмотр

Только не говори, что влюблена в Кроноса!

Просмотр

Точная и нескучная

Предыдущий пост

ЇZH: на углу маленькой…

In Місто

ЇZH: на углу маленькой площади

Просмотр

Следующий пост

Ребус з буряком

In Арт

Ребус з буряком

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: