История кинотеатра «Орбита» – того, который находился на Крещатике, рядом с Бессарабкой, и которого больше нет (на его месте нынче «Рошен» и вареничная «Катюша»), отчасти похожа на историю «Кинопанорамы».
Кинотеатр был открыт в 1954-м, на волне упоения научно-техническим прогрессом. Он тогда назывался «Стереокино» и был первым в Киеве стереокинотеатром (сейчас бы мы сказали – 3D). Фишка этого «Стереокино» была в том, что там можно было смотреть фильмы без специальных очков (там использовали вертикальную стереопару по системе Стерео-35). Но наука с техникой шли вперед, новая стереосистема с т.н. поляризационным разделением уже была «заточена» под очки, и очки выдавали перед просмотром. Так было до конца 1960-х, т.е. до появления кинотеатра «Днепр» в Пионерском парке. Он стал стереоскопическим, а «Стереокино» на Крещатике переименовали в «Орбиту».
«Орбита» была небольшим клубным залом, особенно заметным в перестроечные 80-е. Это было редкое место, где показывали актуальное документальное кино, и тот небольшой «Киев», который узнавал друг друга в лицо, собирался там на встречу в Герцем Франком и Юрием Норштейном (Норштейн привозил тогда отснятые материалы к гоголевской «Шинели», а Франк – «Высший суд» и «Семь Симеонов»). В 90-е «Орбита» захирела, в 1996-м была сдана в долгосрочную аренду, и затем, в начале 2000-х, приватизирована по известной схеме: в течение пяти лет новый владелец должен был использовать здание в соответствии с его профилем, т.е. как кинотеатр. Но уже в 2009-м все было кончено. Последним фильмом, который «закрыл» «Орбиту», был «Франкенштейн».
Кто, кроме «молодой команды Черновецкого», стоял за приватизацией «Орбиты»? Медийная история не называет имен, похоже, это та же компания, которая причастна к мутной приватизации кинотеатра «Дружба», и которую связывают с Александром Науменко и зятем Леонида Черновецкого Вячеславом Супруненко. Уже в 2011-м следующий мэр Александр Попов заявил о пересмотре «незаконной приватизации» и о предстоящем возврате «отчужденного» здания в коммунальную собственность. А через год в помещении «Орбиты» открылся кондитерский магазин.