Иллюстрированная антология документов левого авангарда 1917-1924 («приказов» и манифестов) с историко-теоретическим предисловием и фактологическим комментарием. Приказ как документ, как артефакт и как литературный жанр. Маяковский, Бурлюк, Хлебников, Каменский и не только. Тексты футуристов, имажинистов, экспрессионистов, ничевоков, биокосмистов, эго- и панфутуристов.
Уникальный «Приказ Реввоенсовета № 279 “К пятилетию Красной Армии”» (1923) с иллюстрациями художника Юрия Анненкова, – тираж этого инициированного Львом Троцким издания вскоре был уничтожен (уцелело лишь несколько единичных экземпляров в частных собраниях).
Приказ Реввоенсовета № 279
«К пятилетию Красной Армии», с иллюстрациями Юрия Анненкова: Уничтоженное издание 1923 года. + Антология авангардистских приказов и декретов 1917–1924 годов. (Приказ как литературный жанр: от футуристов до ничевоков). Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. Издательство ЕУСПб, 2019.
Необходимо быть осторожным со словом приказ такой-то. Потому что высшие виды труда не подчиняются приказу <…>. Здесь есть другой путь. <…> нужно, чтоб общественный строй отказался от приказа как завещанного рабским и военным бытом. <…> Тогда на смену приказному строю придет вдохновенный строй <…>. Приказ есть наследие дикарского военного быта.
Велимир Хлебников. 1920
Мы приказываем не людям, а солнцам! (с о л н ц а м). <…> И мы с удивлением видим, что солнца без несогласий и крика выполняют наши приказания.
Велимир Хлебников. 1922
Андрей Россомахин: В разгар Мировой войны и Русской Революции «приказоновшество» и «приказотворчество» становится отличительной чертой хлебниковских творений, характерным жанром, наряду с «предложениями» и «советами». К приказам тяготеют и такие ранние хлебниковские жанровые определения, как «кричаль» и «ряв». Вслед за Хлебниковым императивный жанр приказа (воззвания, декрета) возникает у ряда его соратников, что является отражением атмосферы эпохи и повседневной политической реальности: художественный текст (нередко стихотворный) становится социальным действием, призванным изменить мир. Лексика этих текстов часто насыщена военной терминологией, «воля к власти» и пафос тотального переустройства определяют аксиоматично-императивный тон и слог; мегаломания нередко обнуляет рефлексию. Самые известные из литературных приказов — «Декрет о заборной литературе…» Василия Каменского (март 1918) и приказы «по армии искусств» Владимира Маяковского (декабрь 1918; 1922): но если декрет Каменского широкой публикой был воспринят скорее как курьез, то приказы Маяковского имели скандальный оттенок в артистической среде.
Приказы Маяковского сильно выделяются на фоне всех прочих — это бескомпромиссный вызов, экспрессия, амбиции, инвективы, эстетическое чутье. Наиболее знамениты два его «приказа по армии искусств» (1918 и 1922), но был и третий, которым начиналась так и не оконченная поэма «Пятый Интернационал», где поэт попытался было призвать обуржуазившихся большевиков к подлинному радикализму, в панибратском разговоре с Лениным воскликнув, ни много ни мало: «…Не отмахнетесь — сегодня Я пред<седатель> Совнаркома…»