Мария Галина рассказывает о городских люках, киевских и не только: почему она их замечает и отличает.
Люди делятся на тех, кто смотрит под ноги и тех, кто под ноги не смотрит. И, соответственно, тех, кто замечает канализационные люки, только если спотыкается или ненароком туда проваливается, и тех, кто их тщательно рассматривает, фотографирует и полагает их отдельным артефактом.
Итак, когда и почему вы стали замечать люки?
Я как раз из тех, кто смотрит под ноги, просто в силу того, что
сутулюсь при ходьбе. Но люки и сами по себе интересный элемент
городского ландшафта. Притом, что они функциональны, они даже в советское время отличались некоей бесхитростной эстетикой, их штамповали, пытаясь как-то украсить, поскольку они все-таки на виду. Иногда это получалось брутально, иногда весьма элегантно…
К тому же люки ржавеют, приобретают свою особую патину, одни серии сменяются другими, более современными и несколько разных образцов разных лет можно встретить в городах одновременно. А если учесть, что на многих стоят даты выпуска, то люки – это история города. Фотографировать я их стала именно потому что они обладают своеобразной красотой, но еще и потому, что в качестве сувениров они лучше всяких избитых туристических ракурсов… В результате у меня сложилась коллекция люков почти всех городов, где я побывала за последние двадцать лет. Фотография – сам по себе способ какой-то эстетической обработки объекта, так что на выходе мы имеем не просто люки, но некий взгляд на городские люки, их интерпретацию…
Лондонский люк
Потом я узнала, что не я одна такая умная – в Живом Журнале было даже сообщество, посвященное люкам, а городские власти многих стран поняли ценность люка как элемента городской среды и воспользовались этим: люки, скажем, городов Японии – самые настоящие шедевры малой городской пластики.
Фото: pikabu / gonta73
Если это часть городской культуры, то каков контекст? С чем – с каким жанром стрит-арта вы бы их соотнесли?
(Для справки: в Японии расписывают люки и проводят фестивали
канализационных люков; в Одессе расписывают их котами – незамысловато, но мило; в Риме, наоборот, люки максимально консервативны и до сих пор сохраняют аббревиатуру S.P.O.R. «Senatus Populusque Romanus», «Сенат и граждане Рима»)
Я бы сказала, что это не совсем стрит-арт, по крайней мере, в нашем понимании. Это скорее малая городская пластика. Стрит-арт – это свободное выражение и буйное воплощение самых разных авторских художественных концепций, часто непредусмотренное изначально
городскими официальными структурами, мало того, часто отвергаемое ими, преследуемое. Только очень мудрые городские власти толерантно относятся к стрит-арту, понимая, что он такой показатель того, что все в порядке – город живет, город любят… Люки – это плановое
хозяйство, они не уникальны, они просто функциональный элемент городской среды, который разработчики пытаются эстетизировать… Но именно за счет неприкрытой функциональности и того, что они в силу своей вездесущести вступают в контакт с самыми разными элементами городского ландшафта, они оказываются привлекательными для любопытного взгляда.
В разных городах разные люки, – насколько разные? Киевские имеют лица необщее выраженье?
Люки вообще разные, они так и задуманы. Интереснее всего они, конечно, там, где их редко меняют, скажем, в Днепре я видела и фотографировала люки начала ХХ века. Но среда и время оставляют свой отпечаток на всех. Они ржавеют, на них падают листья и окурки, льется дождь, натекает вода, отражается небо и так далее. К тому же люки лежат на тротуарах, а фактура тротуаров везде разная, везде свой свет, свой климат… На киевские люки, скажем, падают каштаны или листья каштанов. А еще в Киеве их иногда внепланово и впрямь превращают в элементы стрит-арта, скажем, вдруг красят в какие-то кислотные цвета…
И, наконец, есть ли у вас любимцы среди люков?
Киевские и львовские. Я видела прекрасные люки в Айове, но тут дело в любви к городам, а не к люкам.
Фотографии из коллекции Марии Галиной