Мария Галина про минисериал «Добрые предзнаменования» по одноименному роману Нила Геймана и Терри Пратчетта
Представим себе эпоху холодной войны и двух резидентов враждующих держав, СССР и США, скажем, сидящих, в, ну предположим, Баккардии. Да, я знаю, что такой страны нет. Но предположим, что есть. Маленькая такая, с носовой платок. Именно здесь, посредством некоего точечного акта должна начаться Третья Мировая, именно сюда, соответственно, с двух сторон двинутся тяжело вооруженные армады. Два резидента сидят уже давно, знают друг друга, и конечно каждый понимает каждого лучше, чем они понимают свое далекое начальство, и чем начальство понимает их… Они ходят в одну и ту же кофейню, прогуливаются по тихим аллеям, они, в конце концов, вступают во что-то вроде альянса, сливая друг другу информацию, нужную для отчетности… чтобы иметь возможность и дальше сидеть, попивать кофе со сливками на тенистой террасе и смотреть на тихое море. Хотя Баккардия эта, конечно, не сахар. Министры коррумпированы, муниципалы вороваты, полиция ленива, что там еще… Но все равно, милое, милое место. Безалаберное, но ведь море, горы…Котики опять же. Какая бы армада не вошла в эту крохотную страну первой, она раскатает ее по камешку. Первыми, конечно, пострадают котики. Котики (киты, дельфины и т.п.) всегда страдают не то, что первыми, но совершенно не по делу.
Если эту картину увеличить до размеров земного шара, мы и получим «Добрые предзнаменования». Ангел и демон, резиденты Мрака и Света, прекрасно освоившиеся в уютном Лондоне начала 2000-х, на уютной Земле, ближе друг другу (и человечней) чем их небесные и подземные покровители. Не удивительно, что Кроули и Азирафэль крутятся, как ужи на сковородке, пытаясь предотвратить грядущий Армагеддон. Чтобы и дальше попивать вино в ресторане отеля Риц.
Внимание, теперь спойлер. Впрочем, не то, чтобы спойлер, – раз вы читаете эти строки, Армагеддон так и не начался. Хотя другая книжка нам совершенно определенно обещала, что он начнется. Ну да, «Омен», повесть, по которой был поставлен одноименный фильм. Очень страшный. Правда, страшный. Роман про Азирафэля и Кроули (Crawl – пресмыкаться, он как бы есть изначально тот змей, что подсунул Еве яблоко), называется «Good Omens», что тоже, конечно, спойлер. Все будет хорошо. События пойдут не так. Американский посол не получит своего чудо-мальчика. Его усыновит совсем другой человек…
Каждое событие исходника будет травестировано в «Добрых предзнаменованиях» великим пересмешником Терри Праттчеттом, а Нил Гейман добавит туда перца. Он на это вообще большой мастер, добавлять перца. Чтобы все было, ну если не по-взрослому, то хотя бы, ну, не слишком по-детски. Потому что вообще-то это добрый и наивный роман. Человеческая природа пластична, все зависит от среды и не зависит от генов (уж не знаю, какие там у Сатаны гены). Ад (и Рай тоже) рвутся начать последнюю битву, в которой каждая сторона надеется на полную и окончательную победу, но их могут остановить два раздолбая с суперспособностями, два ведьмолова, одна настоящая ведьма и одна немолодая самозваная спиритка. Война – Скарлетт, Кармина, неотразимая, вечно юная красавица, так притягательная для мужчин и мальчиков, делающая из мальчиков мужчин, – будет с полпинка завалена маленькой агрессивной феминисткой… Голод – побежден мальчиком, верящим в здоровую еду. И так далее.
Приз читательских (и зрительских) симпатий, конечно у Кроули. Он, пожалуй, любит и понимает людей лучше, чем Азирафэль, чья доброта отстранена и равнодушна (недаром он, ангел, предпочитает не людей, а книги, сублимированную, очищенную людскую мудрость). Он вообще ужасно симпатичный, этот Кроули, и когда в отсутствующей в романе, но присутствующей в фильме сцене он (хм, хм, читайте внимательно предсказания Агнессы Натт, то есть Псих) спокойно плещется в ванне со святой водой, да еще и (пардон) желтую уточку требует, он, что называется, заслужил. Он хороший. И, да, сексуальный, мечта девчонок… Такой весь, романтичный, с темным прошлым, затянутый в черную кожу. И эти глаза… И Бентли, конечно! Хотя, ему, кажется, нравится как раз Азирафэль, во всяком случае, в фильме. Ну что ж, мы за них рады.
Еще один герой книги (фильма, кстати, меньше) это, несомненно, Лондон. С его букинистическими лавочками, пустыми предутренними улицами, парками, шикарными ресторанами, тихими предместьями. Чтобы вихрь Армагеддона не смел эти тихие, сонные, консервативные предместья, не жалко и жизнь отдать – нашим героям, так трогательно, в истинном облике восставшим против двух воинств, по крайней мере не жалко, они знают на что идут. Им людей жалко. И китов. И котиков.
Но, по крайней мере, в этой книге все будет хорошо. Вы поняли, да? Все будет хорошо.
Ну и теперь несколько слов про перевод романа. Я конечно очень извиняюсь, но собаку юного антихриста звали Dog. То есть Пес. В этом и вся примочка. Собаке, чтобы развязать Армагеддон, надо было дать имя. Антихрист не дал ему имени. Вообще не дал. У него – просто собака. Пес. По какой причине переводчик решил назвать собаку Барбосом (это имя уличных, сторожевых, крупных, беспородных собак, сидящих в будке на цепи, Барбос – это варвар вообще-то), для меня загадка. Ну и вообще. Кстати, есть уже набравшая четверть миллиона голосов петиция с требованиям запретить фильм, как кощунственный. Правда, адресована она по ошибке не тому каналу, что его снимал – вполне в духе самого романа.
- Добрые предзнаменования / Good Omens
- Великобритания / США / 2019
- Создатель: Нил Гейман
- Режиссер: Дуглас Макиннон
- В ролях: Дэвид Теннант, Майкл Шин, Джон Хэм, Анна Максвелл Мартин, Джози Лоуренс
- Голос Бога – Френсис МакДорманд