Александр Морозов в память о киевском фотографе Александре Ранчукове.
C людьми расставаться тяжело. Вдвойне тяжело, если это люди незаурядные и талантливые. Умер Александр Ранчуков, талантливый фотограф, интеллектуал, эрудит, один из мэтров украинской фотографии.
Ранчуков жил и работал в Киеве. Учился в Киевском Политехническом институте, в Институте журналистики КНУ. В 1968 году все бросил, устроился на работу лаборантом в Гипроград на минимальную ставку, работал фотографом на различных технических предприятиях. А с 1996 года занимался только творческой фотографией. И занимался весьма успешно. Об этом говорят многочисленные выставки в Украине, Германии, Франции, России, Литве и США, публикации в многочисленных периодических изданиях, ряд проиллюстрированных им книг. К этому можно добавить и целый ряд авторских книг – его альбомы «Такі часи», «Понад дахами. Київ. Місто і час», «Киев, 70е — 80е» (в соавторстве с В. Яковлевым).
Александр Ранчуков – документалист. Предпочтение он отдавал пейзажам, социальной фотографии и архитектуре. Почему именно они? Александр рассказывал, что это, фактически три мира, три сферы, если угодно. Архитектура отображает символическую и философскую форму, природа – естественный мир, который был до нас, и будет после нас, он вневременной. Люди – это мир особый, управляемый по своим законам, личным и общественным, корыстным и бескорыстным.
Ранчуков делал только черно-белые снимки, причем печатал их сам. Объясняя почему так, он приводил слова Романа Балаяна: «цветное кино – это кино, потерявшее девственность». То же самое можно сказать и о фотографии.
Достаточно посмотреть на грустные, но очень поэтичные работы Александра Ранчукова. Ведь это окружающий нас мир, переменчивый, и в тоже время постоянный. Присмотритесь к нему и, может быть, вы сможете взглянуть на него иначе.
Светлая память…
Фотографии из коллекции Александра Морозова.
Заглавное фото / foto.ua