• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • 111 слів
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Прочитать

Ірина Белан. «Граппіг. Kumedno»

29.03.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок для теплої весни

26.02.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 9 книжок на Новий рік

22.12.2024

Прочитать

Передзамовляй це: 6 книжкових новинок бентежної зими

27.11.2024

Стиль

Прочитать

PAD Paris 2025: п’ятірка найкращих стендів

05.05.2025

Прочитать

Ярмарок дизайну Collectible – 2025: вічне та ефемерне

22.04.2025

Прочитать

«Бруталіст» і Бреєр

11.04.2025

Прочитать

TEFAF Maastricht 2025: абсолютно суб’єктивний рейтинг

02.04.2025

Прочитать

Navy Chair 1006: нічого зайвого, нічого для краси

18.03.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • 111 слів
  • Екран
  • Про нас

In 111 слів, Тиждень

Самый неортодоксальный детектив

1.2K Просмотров 26.08.2020

Самый неортодоксальный детектив Pin It

Эта серия «парадоксально-ортодоксальных» детективов изначально называлась «Неделя рабби Смолла», их было семь, но потом автор, университетский профессор Гарри Кемельман,  вынужден был дописать еще пять, они оказались невероятно популярны.

 

В принципе, сама идея «сыщика в рясе» кажется очевидной. Если кому и пристало наводить порядок в этом мире, защищать невиновных и указывать на злодеев, то священник в этой роли едва ли не уместнее полицейского. Всякого рода «любители»: провинциальные старушки, усатые бельгийцы, скрипачи с дедуктивным складом ума и отставные жокеи как бы не по тому ведомству, однако в классическом детективе правят бал как раз-таки любители. Возможно, потому, что суть жанра – в загадке, а не в морали. Но Честертон  впервые напомнил, что зло и добро в пространстве детектива, кроме всего прочего, еще и этические категории.

Рабби Смолл – вовсе не патер Браун, и Кемельман не устает напоминать об этом, придав своему рабби постоянного спутника и собеседника – шефа полиции маленького янки-городка ирландца и католика Хью Лэнигана. Собственно, беседы католика и иудея, равно и подробное описание нравов маленькой еврейской общины – настоящее содержание «неортодоксального детектива». В чем состоит существо еврейской религиозной жизни и кто такой раввин: «Я даже не духовное лицо, как вы выразились, – не устает объяснять рабби Смолл. – У меня нет никаких обязанностей и привилегий, которых не было бы у любого члена моей конгрегации. Просто считается, что я обучен Закону, согласно которому мы обязаны жить». А у евреев, как известно, нет других законов (Конституции, УК) кроме Закона, данного Богом. И в Талмуде (т.е. в Комментариях к Закону) есть все. В том числе и ключ к преступлению.

 

— Разве священник настолько лучше любого из вас? — спросил раввин.
— Обычно священник — славный малый. Большинство профанов отсеивается в ходе отбора. Конечно, и среди духовенства попадаются первостатейные дураки, но дело не в них, а в том, что, если вам нужна дисциплина, значит, нужен и человек, чей авторитет вне всякого сомнения.
— Полагаю, в этом и заключается разница между двумя системами, рассудил раввин. — Мы поощряем сомнения и вопросы.
— Даже в том, что касается веры?
— Вера требует от нас совсем немногого. Признать существование всемогущего, всеведущего и вездесущего господа. Но даже эту малость не возбраняется подвергать сомнению. Мы лишь считаем, что эти сомнения никуда не приводят. Однако в нашей вере не существует постулатов, под которыми обязаны подписываться все. Например, когда меня посвящали в духовный сан, я не отвечал ни на какие вопросы о своих убеждениях и не приносил никаких клятв.
— Вы хотите сказать, что так и не посвящены?
— Лишь в той мере, в какой сам считаю себя посвященным.
— Чем же тогда вы отличаетесь от вашей паствы?
Раввин рассмеялся.
— Во-первых, они — не моя паства, хотя бы в том смысле, что они не находятся под моей опекой, и я не отвечаю перед богом за их безопасность и поведение. По сути дела, у меня нет никаких обязанностей и льгот, которых не имеет любой мой прихожанин мужеска пола старше тринадцати лет. Считается, что я отличаюсь от прихожан лишь постольку, поскольку якобы лучше знаю закон и нашу традицию. Вот и все.
— Но вы возглавляете молебны… — Лэниган умолк, увидев, как гость качает головой.
— Это может делать любой взрослый мужчина. Во время службы мы нередко предоставляем эту честь чужаку, которому случится забрести в храм, или прихожанину, нечасто бывающему на богослужениях.
— Но вы благословляете, посещаете недужных, жените, отпеваете…
— Женю, но лишь потому, что уполномочен гражданскими властями. Посещаю больных, но это почетный долг всех людей. Разумеется, я хожу к ним, причем в немалой степени — с легкой руки католических и протестантских священников. Даже благословлять прихожан — задача тех из них, кто ведет свой род от Аарона. Мы заимствовали этот обычай у ортодоксов. В консервативных храмах вроде нашего равин, благословляющий прихожан, присваивает себе чужую привилегию.
— Теперь я понимаю, что вы имели в виду, когда сказали, что вас нельзя назвать носителем сана, — задумчиво проговорил Лэниган. Потом ему в голову пришла новая мысль. — Но как же тогда вы держите в узде своих прихожан?
Раввин печально улыбнулся.
— Похоже, это у меня не очень получается.
— Я не это имел в виду. Я говорю не о ваших нынешних затруднениях. Как вам удается уберечь их от греха?
— Вас интересует, как работает система? Полагаю, сообщая каждому чувство ответственности за его действия.
— Свобода воли? У нас это тоже есть.
— Конечно. Только наша свобода воли немного другая. В вашей вере свобода воли сочетается с помощью оступившимся. У вас есть священники, внемлющие исповедям и отпускающие грехи. Вы имеете целый сонм святых, заступников за грешника. Наконец, у вас есть Чистилище, нечто вроде второго шанса. Можно добавить, что к вашим услугам рай и ад, которые помогают исправлять ошибки в земной жизни. У евреев второго шанса нет. Добрые дела мы должны вершить на земле, в этой жизни. А поскольку никто не делит с нами эту ношу и не вступается за нас, мы должны делать все сами.

 

детективчитати
Share

Читайте также

Просмотр

Антонич від А до Я

Просмотр

Іноді вони повертаються

Просмотр

Сексизм зростає разом з нами

Просмотр

К Книжному Арсеналу-2018

Просмотр

Музейное дело

Просмотр

Чего боится Сатана

Просмотр

Аутсайдеры, бунтари, дети

Просмотр

Заметки на полях

Предыдущий пост

Місце в місті: Андріївська…

In Місто

Місце в місті: Андріївська церква та узвіз

Просмотр

Следующий пост

АртТиждень

In Арт

АртТиждень

Просмотр

Instagram не вернул 200.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: