Имя этого доктора знают все киевляне, правда, не все знают, что он был за доктор!
Владимир Афанасьевич Караваев родился в Вятке, учился в Казани, прежде чем попасть в Киев, работал в Дерпте на кафедре у Н.И.Пирогова. Там, в Дерпте, в 1838-м он защитил диссертацию «De phlebitide traumatica». Еще прежде он работал в Мариинской больнице для бедных в Петербурге, и как писал в свое время герой нашего первого очерка доктор Яновский, – «не потому что я такой добрый», – такова была врачебная практика, в широком смысле слова. Именно там, в Мариинской больнице, он заинтересовался хирургией, оттуда уехал на стажировку в Берлин, в клинику Грефе, и там познакомился с Пироговым. Они дружили всю жизнь, Караваев позже вспоминал, что благодаря Пирогову он стал хирургом, вернее, – остался хирургом, не искал другой специальности.
Караваев был первым деканом медицинского факультета университета св.Владимира и создателем первой офтальмологической клиники, фактически – он был основателем глазной хирургии в Украине. Говорят, он был не просто хорошим хирургом, он работал невероятно быстро и эффективно: за свою жизнь он сделал несколько тысяч операций, – источники пишут – от 4 тыс. до 16 тыс. (На тот момент ординарный хирург в столичной клинике делал в среднем до трех десятков операций в год, это было нормой). Он, в принципе, какое-то время был единственным практикующим хирургом в Киевской губернии, с июля 1841-го по июль 1842-го он оперировал 180 раз, и всякий раз – успешно.
Вслед за Пироговым Караваев стал применять наркоз. Это было 18 февраля 1847 года. Операция под эфирным наркозом, которую он сделал тогда в Киевской университетской клинике, была второй в России: первую сделал Пирогов в Петербурге всего за 4 дня до того.
В.А. Караваев и Н.И. Пирогов
Два дня в неделю он принимал бесплатно, к нему паломничали, а коль скоро он был «глазным доктором», то его контингент – слепые и полуслепые «калики перехожие» разносили по миру его легендарную славу. Называли его «Караваем» и будто бы говорили: «В Киев сходить – Богу помолиться и Караваеву поклониться».
Кроме всего прочего, он был зачинателем пластической хирургии как таковой, он очень много сделал и придумал для практики операций на челюсти, носоглотке и надкостнице, хотя для него это была не косметическая, а травматическая лицевая хирургия.
Он был деканом медицинского факультета до 1847-го, потом категорически отказался: он слишком много читал и оперировал, у него не хватало времени на администрирование. Тем не менее, за то время, что он возглавлял факультет, он добился полной его независимости, что при полицейском режиме, царившем в университете св. Владимира при гр. Бибикове, было серьезным делом.
Адреса в Киеве
- В 1886 городская общественность отмечала 50-летие его врачебной деятельности, ему присвоили звание почетного гражданина Киева и улицу, где он жил (дом №15, не сохранился), назвали Караваевской. Караваевской потом была и площадь, в которую эта улица упирается. С 1920 года это, соответственно, улица Льва Толстого и площадь Льва Толстого.
- Старая его дача, в Зверинце, долгое время называлась Караваевка. Хотя сам доктор придумал для нее другое название «Прибрежная отрада». Ныне она не называется никак, все это стало территорией нового Ботанического сада Академии Наук.
- К слову, с «Прибрежной отрадой» доктор расстался тогда, когда по набережной проложили рельсы и прямо под его дачей выстроили железнодорожную станцию. Он приобрел участок земли на Шулявке, который уже после его смерти был разбит на участки и распланирован под рабочий поселок. Именно это киевское место называется сегодня Караваевы дачи. Там есть улица доктора Караваева (с 1962 года), и там есть одноименная … железнодорожная станция.
Умер доктор Караваев 15 (3) марта 1892 года и похоронен на Байковом кладбище. Заупокойную литургию служил протоирей Владимирского собора Петр Лебединцев, который за три десятилетия до того, в 1862-м отпевал Тараса Шевченко.