Кто правит городом?
Первая категория – воры. Что такое воры в городском смысле? Те, кто торгует тем, что им не принадлежит. Городским пространством, качеством жизни киевлян. Те, кто вносит изменения в Генплан.
Вторая категория – паразиты. У паразитов, если говорить об их биологической функции, нет мозгов. Они питаются соками того организма, к которому присосались, эксплуатируют его без устали. Город – и есть этот организм. Эксплуатируют спрос на жилье, а значит, дают разрешения на все новое и новое строительство. Или и вовсе строят сами.
Есть третья категория, я бы назвал их недалекие люди. Они могут быть искренними в своих действиях. Но в силу разных причин неспособны принимать разумные управленческие или иные решения.
Нужно понимать, что эти три категории образуют такую себе трехмерную систему координат, в которой раскладывается большинство тех, кто правил или правит городом.
Независимость – она далась слишком легко. За год до независимости большинство хотело жить «при Союзе». Затем ГКЧП, все испугались. Голосование в Верховной Раде, и вот она, независимость. Без борьбы. Конечно, были те, кто свою жизнь положил на это, кто годами сидел в тюрьмах. Но в процентном соотношении они были слишком малой частью. Унаследовали Независимость люди со старой ментальностью. А значит, откуда бы взяться удивительным новым людям в управлении городом?
Дальше была Оранжевая революция, люди вышли на улицу. А что дальше происходит? Люди добились результата, и разошлись. Нет привычки, нет умения брать ситуацию под контроль. Все 75 лет большевизма-социализма целенаправленно изживали чувство ответственности, учили быть винтиком: ведешь себя смирно, тебе квартиру дадут. Какое управление? Какая ответственность?
Почему снова вышли на Майдан в 2013? Потому что неприятие несвободы сидит в нас генетически: «это моя жизнь и я не позволю, чтобы меня или таких как я государство било ногами и дубинками».
Что дальше? Свободу отстояли, Янукович убежал и… большая часть разбрелась по домам. Конечно, многие пошли в добробаты, в волонтеры, кто-то – в министерства, кто-то в депутаты. Но большая часть – все равно по домам. И по соцсетям.
Социум как объект – это привычно, а вот как субъект – сложная штука. В Киеве это все наглядно иллюстрируется историей про районные советы. Их в 2010 году просто закрыли. «Да не надо, – сказали, – они ни на что не влияют. Только мешают управлять. У нас есть главы районных государственных администраций. Зачем депутаты?! Нам хватит одного горсовета».
В результате – убрали прослойку депутатов районного уровня. В то же время, вся Европа живет с местным самоуправлением, стартующим именно на уровне районов, когда на одного депутата приходится от трех до шести тысяч жителей. Берлин, Вена, Лондон так живут. У нас же на одного депутата Киевсовета – 25 000 человек. Не должны на Крещатике, 36 списывать школьные туалеты, которые находятся на Левом берегу. Это местная задача. Местная задача, определять, на какой сквер в первую очередь тратить деньги, какой дом в первую очередь ремонтировать.
Учиться управлять, владеть – это одна из макрозадач. Источник мнений, источник информации – это люди. Мы это реализуем политически, через свою партийную структуру. Мнение людей через какое-то количество итераций бюджета города будет превращаться в удобство, в качество жизни. И это будет наглядно. Пока мы не можем транслировать это через райсоветы, но будем реализовывать, используя партийную структуру в районах.
О целевых программах
Сейчас бюджет формируется программно-целевым методом. Целевая программа может быть принята сроком на три года, на пять или 10, она облегчает работу над бюджетом – не надо ничего начинать с нуля.
У города 25 целевых программ – образование, поддержка малоообеспеченных, безопасность и так далее. Чем сегодня как инструменты эти программы плохи?
Тем, что контроль за исполнением программы возлагается на ее разработчика, который является еще и распорядителям денег. То есть сам разработал, сам деньгами распоряжаешься и сам себя контролируешь. Такая вот управленческая гармония.
Ну и при этом программы хронически недофинансируются. Тебя недофинансировали – ты недовыполнил. Соответственно, и наказать нельзя.
Один из простых способов устранения этой проблему – ввести приоритеты. Например, ввести три группы приоритетов, и пока проекты первой группы не будут профинансированы на 80%, ни одна гривна не будет потрачена на проекты второй группы. Пока не профинансируют на 80% вторую – ничего не давать на третью. Так закрываются для чиновников окна возможностей принятия ненужных решений. Именно таким путем «пересобрали» программу «Безпечна столиця» – и сразу сэкономили 200 миллионов, т.к. у разработчиков программы ну никак не выходило корректно и доказательно распланировать эти деньги.
t-c.com.ua
•8 лет ago
По словам Гусовского, за управлением городом вместе с мэром будет отвечать и его конкурент на выборах.