Привычное представление о вкусе как эстетической категории, по большей части, исчерпывалось известной максимой «На вкус и цвет товарищей нет» (вариант: «О вкусах не спорят»).
С этого разговор начинался, этим он, как правило, заканчивался, и единственным смыслом такой «эстетической всеядности» зачастую было оправдание обывательской неразборчивости.
С некоторых пор «вкус» стали изучать как категорию социологическую и историческую одновременно, оказалось, что все это гораздо сложнее и интереснее, чем элементарная эстетическая констатация и апология релятивизма. Наконец, итальянский философ Джорджо Агамбен попытался описать историю вкуса параллельно с историей искусства и историей западной метафизики, и определить собственно вкус как некий зазор между автором и зрителем (читателем), между культурой массовой и элитарной.
Хороший вкус не только имеет тенденцию к извращению в собственную противоположность; некоторым образом он является самим принципом любого извращения, и его появление для сознания как будто совпадает с началом низвержения всех ценностей и всех содержаний. В «Мещанине во дворянстве» оппозиция между mauvais goût и bon goût* также являлась и оппозицией между честностью и безнравственностью, страстью и безразличием; к концу XVIII века люди начали смотреть на эстетический вкус как на нечто вроде средства против плодов древа науки, после употребления которого различение между добром и злом становится невозможным. И, поскольку двери Эдемского сада закрыты навеки, путь эстета по ту сторону добра и зла фатальным образом заканчивается дьявольским искушением. Поэтому распространяется мысль, что существует тайное родство между опытом искусства и злом и что для понимания произведения искусства отсутствие предрассудков и Witz** являются гораздо более ценными инструментами, чем чистая совесть. «Кто не презирает, — говорит один из персонажей «Люцинды» Фридриха Шлегеля, — не может также и ценить. Эстетическая злость (ästhetische Bösheit) является важной частью гармоничного образования».
_________________________
- *Соответственно: дурной и хороший вкус (фр.)
- ** Остроумие (нем.)
Джорджо Агамбен. Человек без содержания. / Пер. с итал. С. Ермакова. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. (Серия «Интеллектуальная история»)