Рассказ IV. Сценография. Алла Кириченко и Даниил Лидер
Своим сценографическим «пробуждением» я обязан Алле Глебовне Кириченко.
Алла Глебовна вела у нас композицию. И делала это, как впрочем и все остальное, очень неспешно. Иногда, не-стер-пи-мо неспешно. Она несла идеалы традиционной театральной декорации, характерной для большинства театров своего времени.
На оценку нам нужно было сдавать макет, красивые живописные эскизы (3 штуки) и подробные костюмы (5 штук).
После посещения на первом курсе лекции Лидера, стало ясно, что обычное живописное оформление сцены не для меня, а предложенный Лидером духовно-творческий метод активного вторжения в драматургию – «СЦЕНОГРАФИЯ», привлекателен, но столь неприступен, что с таким же успехом можно пытаться взойти живым на небо. Начались годы мучений.
Пара цитат из той памятной Лидеровской лекции.
«Все что вы придумаете будет надуманным. Сценографию нельзя придумать, она должна как бы сама возникнуть… Идти нужно не от знания, а от незнания, от пустоты… Откажитесь от всего, что вы знаете про это произведение, ведь все эти знания чужие, внешние, стандартные. Нужно дойти до отчаяния, тогда, возможно, вас пропустят к истине, к чему- то новому…» В общем, «Дао дэ Цзин» какой-то.
Как к этому подступиться?
Перед четвертым курсом все мои одногруппницы ушли в декрет и я стал «человеком-факультетом», обладателем огромной институтской мастерской.
И это нужно было как-то оправдывать. Уже 3 эскиза, 5 костюмов не прокатят – маловато будет!
«А что если сделать огромный макет? Нет, саму мастерскую превратить в театр!»
В программе первого семестра 4-го курса значилось «Оформление музыкального спектакля». Можно сделать театральный клип, действо, на музыку моего друга Александра Ходченко (ведь его группа и так уже обосновалась в моей майстерне), да презентовать проект во время художественного совета.
Фантазия уже рисовала абстрактные конструкции, перевернутый город, свисающий с потолка и тут… В коридоре я встретил Аллу Глебовну.
«Ну, как дела, Быстрик?», – спросила А. Г. (Я казался ей молниеносным!)
Подробно выслушав мои идеи, она сказала: «Людей больше всего трогает не выдумка, не фантазия, а превращение обычных вещей в необычные. Стулья, столы становятся животными, шкафы – горами… ну и т.д. Конфликт, как говорит Лидер.» И я вдруг все понял! И что имел в виду Данил Данилыч, и что такое сценография и что жизнь моя больше не будет прежней, и вообще…
Алла Кириченко. Сценографическое решение фильма-спектакля «Черная пантера. Белый медведь», 1990.