Александр Морозов представляет рубрику «Мастерская»
Сегодня мы в гостях у Катерины Свиргуненко, в ее мастерской на улице Васильковской.
Катя по преимуществу художник-график, хотя в сфере ее интересов находятся и живопись, и книжный дизайн, и фотография. Но в каком бы стиле она ни работала, везде чувствуется ее индивидуальность, неповторимый взгляд.
Она член Национального союза художников Украины, состоит в Fyns Grafiske Værksted (Дания). На ее счету десятки персональных и коллективных выставок не только в Украине, но и в Европе и США. Катины работы хранятся в музеях и галереях Украины, США, Малайзии, Дании, Нидерландов и т. д.
Итак…
Верный друг
Первый вопрос стандартный: Чем в твоем представлении является мастерская? Что это для тебя?
Мастерская – это и убежище, и место уединения, и магическое место. С одной стороны, ты здесь один, но в то же время ты находишься в окружении своего мира. Это – личный мир, в котором происходит коммуникация с другими мирами, поиски, находки. Иногда нужно просто прийти сюда, и получаешь некую подпитку. Даже в тишине, в темноте, в любом состоянии, которое соответствует настроению, и она придает мне силы. Мастерская – это верный друг, наверное, так. Конечно, отношения складываются по-разному, это очень интимная сфера. Мне кажется, если художник без мастерской – становится мастерской сам, или этой точкой, где создает вокруг себя личное пространство, творческую лабораторию. Мы не можем существовать без помещений, комнат, пространств, поэтому мы создаем вокруг себя некую атмосферу. Возможно, я вернусь еще к этой теме.
Первые опыты
Вернемся, если будет желание. А пока, может быть, ты расскажешь об истории своих мастерских? Начнем с того, что ты заканчивала…
Художественную школу, разумеется. Потом училась в Академии. Точнее, поступала я еще в Художественный институт, а выпускалась уже из Академии.
Первая мастерская, как и у всех, была в Академии. Это было чудесное время. На последнем дипломном курсе у нас была маленькая мастерская на двоих. Потом у меня был период без мастерской вовсе. Вскоре после выпуска я начала работать в издательстве «Дніпро», меня позвал художественным редактором в свою команду Виталий Степанович Митченко. Правда, сейчас говорим не о рабочем опыте, а о мастерской.
Об этом мы говорим тоже.
Поэтому в тот момент особой потребности в мастерской у меня не было, поскольку была возможность работать в издательстве. Хотя всегда нужно иметь место, где можно было бы себя реализовать. Дома в нее превратилась бывшая детская комната. Сейчас это полусклад, полумастерская, но в ней что-то еще происходит. Потом были многочисленные рабочие опыты с издательствами и с преподаванием в Центральном дворце детей и юношества, где я вела несколько групп изобразительного искусства, в частности, графики. Потом у меня была попытка обзаведения мастерской, которая оказалась не очень удачной. Мы где-то полгода совместно занимали мастерскую скульптора, нашего однокурсника на улице Ивана Кудри (сейчас Джона Маккейна). Но почему-то я в ней не смогла ни прижиться, ни вжиться, ни работать, так что никакого опыта там не случилось.
Получается, что совместные, коллективные мастерские не для тебя?
Получилось, что не получилось. Хотя можно сказать, что я ищу варианты сотрудничества, но из совместной мастерской ничего не вышло, тогда это было не очень плодотворно.
У этой мастерской я была первой
Потом, совершенно неожиданно, я получила мастерскую, в которой мы сейчас находимся, в Художественном комбинате на Васильковской. Это стало для меня сюрпризом. Я мечтала о мастерской, у меня была в ней большая потребность. Но ее нужно было снимать самостоятельно, либо искать через нежилой фонд. А здесь появилась возможность получить ее. Прежний художник ее даже не занимал, произошел какой-то обмен, что-то непонятное. Мастерская принадлежит Союзу художников и почему-то вышло так, что она оказалась никому не интересна. Удивительно, но я была единственным претендентом на нее, и на заседании бюро мне ее единогласно отдали. До этого я здесь не была и никогда помещение не видела. Оказалось, что у этой мастерской я была первой. В ней никто не работал, она была не то что необжитой, а даже в не очень привлекательном состоянии – с обваливающимся потолочком (который был когда-то подвесным), в стене – дырка к соседям. Плюс ко всему помещение было поделено зигзагом на две части, изоляция отсутствовала. Но я была такая счастливая от того, что у меня наконец-то появилась своя мастерская! Это было в 2013 году. Я здесь сделала ремонт, который позволил создать свое пространство. Это, кстати, было впервые, когда я обустраивалась по своему желанию. Мне посоветовали укрепить стену, создать фактически выставочную вертикаль. По моим эскизам сделали антресоль, некий второй этаж. Там можно и работы хранить, да, в общем-то, там при желании можно и ночевать, если поставить кровать.
Обжито и заполнено
Несмотря на то, что ты стала первым художником, который начал работать в этом помещении, ты смогла его обустроить. Мастерская получилась очень уютной, по-настоящему привлекательной.
Для этого пришлось выполнить много планов, чертежей, бесконечные просчеты того, как сделать помещение максимально эргономичным. Нужно было наиболее оптимально разместить столы, диванчик, рабочие поверхности. Мастерская начала активно заполняться. И как следствие, при такой заполненности происходит потеря свободного пространства. Еще пару дней назад здесь стоял офортный станок, и развернуться было практически негде. У меня вообще-то много книг, но здесь только небольшая полка с книгами, журналами, каталогами.
Вещь необходимая. Это – рабочий инструмент.
Без этого нельзя. Хотя основная моя библиотека находится дома.
Но у тебя и здесь неплохие издания. Вот, например, вижу каталог выставки «Москва – Париж», кажется, она проходила в самом начале 80-х. Недавно я хотел купить этот двухтомник, но когда мне озвучили цену, я потерял интерес к нему.
У меня динамичное пространство, поэтому тут находятся книги, необходимые в основном для работы.
Графика меня устраивала во всех отношениях
Ты ведь заканчивала Академию, факультет графики?
Да, графический факультет, мастерскую книжной графики. Я очень довольна, что там училась. К тому же после учебы я была непосредственно связана с издательствами. Возможно не как книжный иллюстратор, а как книжный дизайнер, художественный редактор. Раньше это было трудоемкое занятие, все нужно было вырисовывать и выклеивать вручную, но сейчас в связи с современными технологиями оно немного облегчилось и ускорилось. Впрочем, во время учебы мы могли взять оригинал-макеты в руки, а это очень важно – создавать книгу от начала и до конца, на всех этапах. Сейчас работают сразу на компьютере и не видят ни масштабов, ни пропорций. Отсутствует понимание предметности. Именно за понимание этого я в первую очередь благодарна мастерской книжной графики.
Факультет графики – это был осознанный выбор?
Да, осознанный. Мама сопротивлялась, считала, что мне нужно заняться архитектурой, поскольку там большие перспективы реализации после получения образования. Но я даже не хотела об этом слушать. У меня папина натура, он тоже закончил факультет графики. У меня даже не возникало никаких сомнений в том, что я делаю правильный выбор. Мне казалось, что театральное искусство – это не совсем мое, живопись меня тоже не вполне удовлетворяла. А вот графика меня устраивала во всех отношениях, казалось, что это именно то, что мне нужно по сложности, по глубине. Одновременно меня очень привлекала и реставрация, но потом я решила, что в этой области меньше возможностей для творческой реализации. Я довольна, что все так сложилось.
Если я не ошибаюсь, ты много работала в технике офорта? А ведь это достаточно трудоемкий процесс – нужно нанести рисунок, процарапать лак, протравить доску…
Техника трудоемкая, но любимая. Люблю и монотипию за быстроту работы с ней и за меньшую трудоемкость по сравнению с офортом. Но сейчас я больше использую смешанную, комбинированную технику. Мне нравится сочетать различные красочные слои, например, акварель и типографскую краску. Вариаций много.
Сейчас я свободный художник
Поговорим немного о твоих рабочих местах. Об издательстве «Дніпро» ты уже рассказывала. А что было дальше?
После опыта работы в издательстве «Дніпро», который по ряду причин пришел к логическому завершению, я начала сотрудничать с издательством «Грамота», которое специализировалось преимущественно на учебниках, детской литературе, альбомах. В частности, издательство выпустило альбом Сергея Якутовича (им занималась непосредственно и я). Эпизодически издавалась художественная литература. Затем я сотрудничала с издательством Laurus. В редакции я не состояла, это был своего рода аутсорсинг. Там было небольшое, но очень приятное сотрудничество с филармонией и Романом Кофманом. Всего вышло восемь или девять, ограниченным тиражом, книжечек-программ к концертам с участием Романа Кофмана. Их я полностью разрабатывала. Ну а сейчас я сама по себе. У меня нет никаких обязательств, фактически я свободный художник. Работаю над определенными проектами, а так я ни с кем не связана.
А твои живописные опыты? Это уже основное или ты занимаешься ей между делом, вроде хобби?
Нет, это не хобби, и не основное занятие. Я прихожу к ней, когда чувствую в этом необходимость. Есть идеи, которые можно реализовать только в живописи. Если наступает момент, когда живописная идея созрела, тогда я ее воплощаю в материале. Может получится живописная серия. Это происходит периодически. Возможно, что я сейчас в преддверии новой живописной серии, так как сейчас у меня в мастерской на какое-то время нет офортного станка, который занимал много места.
У тебя сейчас нет доступа к станку?
Есть. Если я захочу, то могу продолжить печатать. Станок просто находится не у меня, а в другом помещении.
Большое, чистое, светлое
В завершение еще один стандартный вопрос: Какова в твоем представлении идеальная мастерская?
Идеальная мастерская – это место, где хорошо работается. Место, в котором ты чувствуешь творческий порыв и реализовываешь свои художественные идеи. Если представлять себе такой идеал, то это в первую очередь большое, чистое, светлое пространство. Не загруженное, с особой атмосферой.
И последний вопрос, вытекающий из предыдущего: Эта мастерская тебя устраивает?
Да, вполне. Менять я ее пока не собираюсь. Понимаю, что есть лучшие варианты (размер имеет значение), но мне здесь хорошо.
Фотографии: Александр Морозов и Катерина Свиргуненко