Выставочный центр «Мистецький Арсенал» открыл масштабный проект «Кожны дзень. Искусство. Солидарность. Сопротивление», пока что, до 9 апреля, виртуально.
День Воли, к которому было приурочено начало выставки, когда-нибудь станет официальным праздником, но пока отмечается стихийно – в честь провозглашения Белорусской Народной Республики 25 марта 1918 года. День Воли – как муки рождения – длится в Беларуси с весны 2020 года.
Огромный внутренний простор Арсенала наполнен трагедией и торжеством, стихией народной борьбы. Здесь тесно от «телесности»: избитые, израненные, посаженные в заключение, несомые куда-то, тащимые; голый расплывшийся Лукашенко, безголовый монстрический Ленин, групповые марши на улицах, хоровое пение на ступенях. Здесь не жалеют чувства зрителя, как в общем-то и положено при анатомировании насилия. Периодически откуда-то раздается отчаянный женский крик. Но рядом – убивающий тиранов смех на плакатах и БЧБ всех оттенков радости.
Работы (видео, живопись, графика, инсталляции) нескольких десятков отдельных художников и творческих групп были отобраны шестью кураторами. Один из них – наш собеседник Андрей Дурейка, художник и куратор, живущий сейчас в Дюссельдорфе.
Андрей, поясните, все-таки выставка – это взгляд изнутри или снаружи?
Мы попытались совместить взгляды и трактовки, приняв не вполне традиционную сегодня, скорее отсылающую к 1980-м годам модель горизонтального курирования. Все кураторы – одновременно участники выставки. Из них двое профессиональные кураторы, четверо художники и одновременно кураторы с большим опытом. Изначально было задумано привлечь беларусов, не живущих сейчас в стране. Заявленная тема опасна, и даже за время организации выставки несколько ее участников были арестованы и отсидели в тюрьме. Сейчас обвиняют по статьям новых законов, о которых мы даже не знаем. Идут постоянные интернет-атаки – вот накануне взломали аккаунт одной из художниц. Да, мы пытались привлекать кураторов изнутри, из Беларуси, но как только мы их привлекали, они оказывались за границей. Так что в итоге этот проект – первый опыт полностью дигитального, дистанционного курирования, которое обусловлено не только репрессиями, но и ковидом. Очно мы, шестеро кураторов, так и не встретились. Работа была сложной, тем не менее проект полностью состоялся, все экспонаты прибыли. Это чудо, и пример того, что новые технологии работают даже при таких диких внешних обстоятельствах.
Каковы ваши интенции, что вы хотели сказать?
Если совсем коротко, то это название выставки, «Кожны дзень». Мы заимствовали лозунг беларусских протестов, который заявляет о необходимости ритмичной, повседневной работы, о перманентной революции, которая никогда не закончится, или о творчестве, которое никогда не закончится. В основании выставки лежат три главные темы: «Мастацтва», «Салідарнасць», «Супраціў», – и они определяют ее характер. Также у нас есть десять «тегов», которые раскрывают темы более детально. Зритель на каждом уровне может воспринимать выставку либо визуально, либо контекстуально, либо концептуально.
Есть ли надежда?
Надежда – есть. В прошлом году мы увидели состоявшуюся нацию. Нет больше размытого, аморфного постсоветского человека, есть беларусы. Более того, показателен факт появления за прошедшие месяцы обилия художественных символов (хотя немало людей внутри страны не готовы их разглядеть, заявляя: «Это вы снаружи так видите, у вас другая оптика»). Однако я считаю, что возникновение системы символов – мощных, ярких, – говорит о сформировавшейся нации. Эта совокупная способность общества творить новый символический язык невероятно важна. И большинство художников вдохновлены именно народным креативом. В любой стране выставка такого уровня была бы нестыдной, тем более в Киеве. Конечно, завтра все может случиться, мы знаем, что такое 1937 год, что такое 1941 год, мы знаем, что такое террор. Но я надеюсь, что подобные выставки являются доказательством способности народа к сопротивлению.
Очень хочется надеяться, что все получится.
Все у нас не получится, это мы знаем. Слишком долгим был процесс терпеливого молчания. Цена расплаты выросла. Вероятно, требуется переосмысление основ, а не просто революция. У нас была возможность все решить меньшей кровью, пойти на диалог, что и является политическим дискурсом, но это уже зависело не от народа, а от власти. Однако власть пошла по глупому сценарию, развернула тупиковый, тотальный террористический план. Зачем?
Для самосохранения, конечно.
Думаю, в мягком сценарии шансов на самосохранение было больше, мы знаем примеры других стран. Террор своего народа предпочитают люди, которые плохо учат историю. А теперь впереди неизвестность. Трагично, что жизненные риски повышаются с каждым днем. Хотя острота искусства от этого только возрастает.