В этой книге есть сюжет – модернизация имперской столицы, и три действующих лица: привычная российская культурная оппозиция «художник и власть» разыграна в поле Города, именно Город становится здесь главным героем.
В роли Города, разумеется, Петербург, а в роли художника Александр Бенуа: по мысли Евы Берар именно он, автор «Живописного Петербурга», – создатель нового городского мифа.
Время действия: конец XIX-го – начало XX-го века: модернизационные реформы, перипетии прохождения их в городской Думе, последний русский император и его отношение к Городу, – он его терпеть не мог!
«Текст Петербурга» изложен местами конспективно, но в целом верно, зато подробно и увлекательно – про водопровод и строительство канализационных сетей. Вообще – про роль канализации в пресловутом «петербургском мифе».
Поднимающиеся от земли миазмы проникают в воображение, плодя городские страхи. Пушкинский пышный и стройный город утопает в грязных волнах Невы, распадаясь на тысячу фрагментов, как в романе Андрея Белого: «На чугунном мосту обернулся бы он; и он ничего не увидел бы: над сырыми перилами, над кишащей бациллами зеленоватой водой пролетели бы лишь в сквозняки приневского ветра — котелок, трость, уши, нос и усы».
Ева Берар. Империя и город: Николай II, «Мир искусства» и городская дума в Санкт-Петербурге. 1894—1914. / пер. с франц. М. Неклюдовой. — М.: Новое литературное обозрение, 2016.