Лукьяновка сегодня – потрепанные памятники архитектуры, район утерянных возможностей. Почти всегда прекрасное «было» превращается в грустное «стало». Было: «Киевская Швейцария» и еще «наш Петергоф». Стало – Лукьяновка как она есть.
Заселение современной Лукьяновки началось в 1845-м году, после наводнения на Подоле, той весной вода поднялась на семь метров выше обычного, уничтожила 77 и повредила 451 дом. Пострадавшим из личных средств помог губернатор Фундуклей, первыми поселенцами стали пострадавшие жители Подола.
Через Лукьяновку проходила главная по тем временам киевская дорога – Старая Житомирская, в 1906 году ее назвали Дегтеревской, в честь основателя благотворительных заведений Михаила Дегтерева.
В 1862-1863 годах была построена Лукьяновская тюрьма – большое трехэтажное здание. Тюрьма была рассчитана на 500 человек, считалась одной из лучших в России. «Тюремный замок» украшал многие видовые открытки Киева тех лет. Узники – известные люди своей эпохи, в ней погибали за веру – здесь погиб самый, наверное, известный киевский священник, о. Александр Глаголев, который защищал еврея Бейлиса, обвиненного в ритуальном убийстве. Но и рождались: революционерка София Богомолец родила в этой тюрьме своего сына, будущего великого физиолога Александра Богомольца. Неподалеку стоит медицинский университет, который носит его имя. Каждый раз, при переливаниях крови и лечении переломов мы пользуемся научными достижениями уроженца Лукьяновского тюремного замка.
В мае 1900 года на Лукьяновке был торжественно открыт Кабельный завод. В начале ХХ века Лукьяновка – многолюдный, фабрично-заводской район, стихийный рынок уже вовсю работал. В 1902 году был открыт Попечительством о народной трезвости Лукьяновский народный дом – столовая с обедами, чайная, ночлежный приют, библиотека-читальня, заезжий двор, амбулатория с бесплатными лекарствами. Теперь это здание известно как клуб трамвайщиков. Еще одно знаменитое сооружение, точнее, комплекс сооружений района – трамвайное депо. Трамвайное депо начало свою работу раньше на 10 лет, в 1892-м году.
В первые годы ХХ века на Лукьяновке жили ученые, писатели, художники (титульные, причем, художники киевской школы – Пимоненко, Менк, Орловский, Мурашко). В эти же годы же в Дегтяревской богадельне на Лукьяновке скончался оставленный всеми Иван Нечуй-Левицкий. Где-то тут же, на Лукьяновке происходила большая часть действия его комедии «На Кожемяках».
В 1913 году на Лукьяновке прошла первая в Российской империи олимпиада на «Спортивном поле», первом стационарном стадионе Киева. История его создания – это пример принятого сейчас в обществе волонтерства. В 1912 году восемь энтузиастов взяли участок земли в аренду, и построили стадион на манер парижского «Стад-де-пренс».
Главные олимпийские чиновники Российской империи. Угадайте где великий князь Дмитрий Романов.
Но наш рассказ – о рынке, рынок был стихийным, сколько лет ему – ни один источник не говорит, мимоходом обронит, что мол, ровесник кабельного завода и трамвайного депо. Никто из официальных лиц рынком не занимался. Так и живет до сих пор, без видов на будущее, без планов о развитии. О новом, современном Лукьяновском рынке известно: рейдерские атаки, переход собственности, уменьшившийся на треть мясной павильон, отличные семечки, отвратительная транспортная развязка и все – больше никаких специалитетов.
Поэтому пройтись по рынку InKyiv пригласил бренд-шефа магазина Good Wine Владимира Ярославского. Человека, который знает все о закупках и еде отличного качества. Мы шли и комментировали, все что видели, как акыны:
«Я давно не был на наших рынках, больше Лондон, Нью-Йорк, Барселона, Турция. Я всегда «начинаю» город с рынка. На рынках готовят традиционную местную еду – исторически правильную – требуху, тапасы с креветками, у нас другая история. Хотя нет, Крым, я считаю Крым – Украина, я видел как в Крыму на базарах готовили плов, тушеное мясо.
Почему на наши рынки ходить рано – доверять украинцам рано и сложно, нужно брать свой нитратомер, всегда. Потом, может вырастет следующее поколение фермеров, пока с качеством нестабильно. Ну что можно сделать теперь – ходить только к тем продавцам, которых знаете. Я никого тут не знаю, не могу рекомендовать.
Вижу – нет равномерности прилавков, вот тут например только зелень, тут только овощи, а тут – фрукты; все разбросано, там овощи-зелень, и там тоже, мне так – неудобно.
Вот, ассортимент: клубника-авокадо, отлично «очень сладкая клубника из Одессы», звоним в Одессу, они в курсе?
А вот и специализация – семечки и правда очень красивые, как не наши прямо.
Все вокруг – кроме молодой картошки и клубники – импортное: виноград, груши, яблоки, иранские гранаты. Что покупают, то и продают. Помидоры коктейльные – явно устали и явно импортные.
По траве: зелень отлично выглядит. Два лотка с зеленью – и все есть, шпинат, свежий романо, тархун, тимьян. Зелень – очень хорошо.
Мясо – тут жарко, тесно, есть только телятина и свинина. Баранина: написано есть, никого нет, и баранины нет. Страшно покупать мясо на рынке – вот просто посмотри, тут хоть один холодильник есть? Нет. Не для дозревания даже, просто – хранить. Смотри, все мясо, которое не на прилавке, под столом, оно даже не накрыто. У нас мясо же не выдерживается, ну вот это пресловутое дозревание. У нас мясо забивают и сразу везут на рынок, и рыночное мясо уже не лежит долго в холодильнике. Оно обсеменено. Посмотри на колоды – деревянные, даже если каждый день колоды обрабатывают солью как это и положенно, там все обсеменено. Безопасней купить в магазине.
Яйца, я не видел яиц. И молочко не видел, может, пройдем еще раз?
Кафе с неинтересной и неместной едой, греческое масло в холодильнике (зачем?), вот яйца (нашел) – но они фабричные. Птицы нет, кроликов нет, а это что может храниться безопасно даже и в такой мясной давке».
Мы с Володей совершили еще круг по рынку, нашли двух продавцов молочным – масло-сметана-творог – без холодильников, возле дороги. Красивые сухофрукты. Рыбу – со льдом и запахом, возле дороги. Много-много прилавков с разной галантереей.
Такая картина рынка. Быть может, от того что праздники, к праздникам у нас (и у производителей баранины, птицы и сезонных овощей) отношение серьезное.
P.S. Тень Сенного
В Киеве было три традиционных «рыночных» трамвая. «Двойка» ходила с вокзала на Сенной (Львовскую площадь), «15-й» – с вокзала на Лукьяновку и «13-й» – с вокзала на Житний.
«Двойки» больше нет, и нет Сенного, и даже рельсы давно убрали. «15-й» по-прежнему ходит на Лукьяновку, но пассажиры «двойки» и «люди Сенного», – мы теперь ездим на Житний. Это дальше, но Лукьяновка… нет, Лукьяновка не Сенной, Лукьяновка вообще не рынок в домашнем и правильном смысле. Ее трудно любить…
В последние лет десять Лукьяновка стала мелькать в криминальной хронике: что-то про рейдеров и «спор хозяйствующих субъектов». Владельцем рынка стало загадочное ОАО под названием «Цветочная поляна», и по городу пошли слухи, что Лукьяновку постигнет участь Сенного, что новый владелец снесет рынок и выстроит … ну что-то такое многоэтажное выстроит.
Возможно, и не было такой идеи у людей из «Поляны», возможно, противная сторона в лице прежних владельцев клеветала и «нагнетала». А если что и было, то не случилось: «тень Сенного» встала перед ОАО «Цветочная поляна». В итоге, после всех скандалов и судов, новые владельцы вынуждены были отправить в КГА «гарантийное письмо» с обязательствами «не перепрофилировать рынок» и сохранить количество торговых мест.
История Сенного не повторилась, Лукьяновка жива. Здорова ли, – сказать трудно.
Адрес: ул. Мельникова, 1