Биотехнологии, генная инженерия, ГМО (генетическая модификация) – то, что одни (профессионалы) считают величайшим научным прорывом, способным глобальным образом изменить жизнь, – по крайней мере, продлить ее, коль скоро это дает возможность выращивать органы для пересадки и снимает проблему голода;
у других вызывает панический страх: люди вообще склонны боятся того, что невозможно понять и пощупать.
Александр Панчин пытается снять страх, объясняя, прежде всего, механизм возникновения панических мифов, а также – объясняя непонятное через очевидное: вот автомобиль это модернизация телеги, то есть ГМО с использованием новых технологий и материалов. И если вам скажут, что автомобиль вредит космосу, создает черную дыру, может обрести разум и уничтожить человечество, вы все равно будете им пользоваться.
Когда человек осваивал огонь, он рисковал подпалить лес, в котором жил. Но где бы были мы сейчас, если бы наши предки отказались от использования огня? Учитывая все риски, рассмотрим ли мы опасность учета всех рисков? На эту тему есть отличная иллюстрация: металлический предупреждающий знак, на котором крупными буквами написано, что у знака острые края и поэтому его лучше не трогать.
В приведенном примере опасность для здоровья создается самим существованием предупреждающего о ней знака. Так и утверждения об опасности ГМО создают угрозу, что под давлением общественного мнения, которое формируют не столько ученые, сколько журналисты и политики, мы откажемся от важнейших технологий. Весьма вероятно, что дети, страдающие от нехватки витамина А, которых можно было бы спасти, погибнут, если золотой рис (рис, обогащенный бета-каротином. – InKyiv) не получит одобрения. Есть риск, что люди, страдающие от диабета, умрут, если мы перестанем производить инсулин с помощью генетически модифицированных микроорганизмов.
Александр Панчин. Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей. – Corpus, 2016.