Московская художница и дизайнер Ирина Драгунская – в Киеве гость частый и желанный. Что изменилось с последнего приезда, с 2013-го? И что изменилось вообще?
– В Киеве я была последний раз в 2013, а до этого – много лет – мы ездили туда часто. Мой самый любимый город, хотя видала я разные города, поездила по миру. Но Киев! Ничто не сравнится с ним. Потом я как-то не решалась ехать: как он встретит меня? И вот, в августе – решилась. Горько было увидеть на стенах домов красные ссадины-надписи «УКРИТТЯ». В первый раз я заплакала, увидев такую надпись. Ведь это не секрет, увы, от кого эти укрытия. И это бесконечно несправедливо.
В нынешний приезд я поразилась еще большему количеству кофейных машин (киосков, траков, палаточек) на улицах города. (Тут писали, что их стало меньше, – неправда!) Какое чудо: через каждые десять-двадцать шагов вкуснейший кофе! В Киеве удивляет и то, что на всякий вопрос тебе отвечают не на бегу, не отвернув головы качан, а обстоятельно и доброжелательно, с пониманием. В Киеве не страшно заблудиться – всегда подскажут, как выбраться. Помню, ночью на Подоле какая-то девушка звонила маме по мобильнику, чтоб подсказать дорогу! Может, есть люди, к которым Киев не был так добр, но к нам он всегда — щедр и дружелюбен.
На второй день мне показалось, что город как-то подобрался и сосредоточился за те три года, что я тут не была: почти не стало девушек на высоченных шпильках, облик горожан – намного сдержанней теперь. Закрылась часть знакомых мне магазинов… зато открылось масса новых мест, где вкусно и интересно (например, меня очень порадовал «Желток», специально для таких как я открыто). Жизнь кипит — в парках играют уличные музыканты (чего уж не встретишь в Москве), Крещатик по выходным по-прежнему заполнен людьми, и, опять же, музыкой. Очень много молодых отцов с детьми — почти как на улицах Израиля, например. Пустой постамент памятника Ленину раскрашен в желто-синий: он больше неопасен, этот преступник. Тополя вытянулись струной, стоят во фрунт как и много лет назад. Конечно, мои киевские каникулы были слишком короткими – всего неделя. Наверняка, что-то я не поняла или поняла не так.