«Циолковский» – издательство и книжный магазин переиздает книги редкие и неочевидные. В конце ноября вышел очерк о футуризме Генриха Тастевена, издававшийся лишь однажды библиографическим тиражом в 1914-м, после приезда в Россию лидера футуристов Филиппо Маринетти.
Это трактат о новом искусстве и «новой вере», написанный не как история, но как рефлексия на злобу дня, и потому он важен для нынешних историков футуризма и Серебряного века.
Тастевен, в самом деле, понимает футуризм не как «нигилизм», но как новую религию, сметающую старые кумиры и водружающее на пьедестал новое божество, имя которому – Прогресс.
Добавим, что в этой же серии в «Циолковском» выходит первое за 100 лет переиздание романа Маринетти «Футурист Мафарка» в переводе Вадима Шершеневича.
Будущее для футуристов всегда выше прошлого только в силу того, что оно будущее. И в этом заключается своеобразный идеализм. Как ни отрицают футуристы историю, но и они находятся в ее власти. Футуристы прекрасно осознают, что когда-нибудь они сделаются «пассеистами» в глазах более молодых, (ведь уже теперь среди русских футуристов появились нео-футуристы), но они с радостью готовы уступить место тем молодым силам, которые придут им на смену, чтобы все выше и выше нести знамя человечества.
«Самым старым из нас 30 лет», говорится в первом манифесте футуризма, «нам остается 10 лет, чтобы окончить наше дело. Когда нам исполнится 40 лет, пусть те, кто моложе и бодрее нас, бросят нас в корзину, как ненужные рукописи».
В этих словах уже нет самодовлеющего индивидуализма и аморализма. И в этой любви к будущему, пусть фанатичной и непросветленной, чувствуется религиозный пафос, может быть более действенный, чем в некоторых, одними устами произносимых, проповедях.
«Мы на крайней оконечности столетий. Пространство и время умерли вчера. Они побеждены всепобеждающей силой скорости».
Генрих Тастевен. Футуризм на пути к новому символизму. – Циолковский, 2016.