Цикл открытых лекций о фантастике ХХ-ХХI веков в литературной мастерской «Бартлби и компания».
О научной фантастике, в основном англоязычной, о фэнтези и их бесчисленных разновидностях в литературе, кино, комиксах. О том, что из этого опыта может и должна усвоить современная украинская культура расскажет автор курса, филолог и переводчик Михаил Назаренко. Цикл адресован тем, кто интересуется фантастикой и хотел бы знать больше. И тем, кто дальше Толкина (пока) не заглядывал.
Расписание:
17 Января. Космос, неизведанное, другие миры. Марсиане Велла, Брэдбери и Гайнлайна, космические войны Дока Смита и Эдмонда Гамильтона, «истории будущего» от Айзека Азимова до Джорджа Мартина, «новая космическая опера» Дэна Симмонса и Йена Бэнкса, кинофантастика от «Плана 9» до «Аватара» и «Прибытия» Тэда Чана/Вильнева. Если пропустили, просите конспект, видеозапись, стрим, все что угодно.
24 Января. Внутренний космос и как в нем не потеряться. В начале 1960-х годов англоязычная фантастика обратилась от исследований космоса к внутреннему миру человека, к подсознанию и коллективному бессознательному. Научная фантастика побраталась с модернизмом и постмодернизмом. Энтропийные арабески Джеймса Балларда, паранойя мира Филиппа Дика, культурологические игры Роджера Желязны, Сэмюэля Дилэни, Йена Макдональда.
31 Января. Утопия, антиутопия, дистопия: в каком будущем мы (не) хотим жить. Великая традиция антиутопий ХХ века от Замятина и Брэдбери все еще не исчерпала возможности жанра. На наших глазах вместо «миров, в которых хотелось бы жить», и «миров, в которых жить страшно» возникают сложные, а значит, достоверные модели будущего, о котором можно сказать одно: оно будет не таким, как мы его представляем. От перенаселенной земли Джона Браннера к киберпанковскому «муравейнику» Уильяма Гибсона, и в дебри посткиберпанка Нила Стивенсона, не пропуская классики кинематографа («Метрополис», «Бегущий по лезвию бритвы» и т.д.). Анти/утопии работают как детекторы надежд и фобий.
7 февраля. Неизбежное. Большие авторы: Станислав Лем, братья Стругацкие, Урсула Ле Гуин – ключевые фигуры польской, российской и американской фантастики 1960-х годов, значение которых со временем только растет. Плюс Краули, Пратчетт, Гейман. Как хорошо мы их знаем и чем они актуальны для нас?
14 Февраля. Фэнтези. Фэнтези, в отличие от научной фантастики, легко прижилось в украинской литературе и на долгое время вытеснило едва ли не все другие формы. Почему это произошло? И наконец – что такое фэнтези?
- Что: курс из восьми лекций.
- Когда: каждый вторник, начиная с 17 января в 19:00 в большом зале «Дома Мастер Класс» Где: ул. Б. Хмельницкого, 57-Б
- Сколько: 250 грн. – абонемент на весь цикл лекций; 50 грн. – стоимость одной лекции.