Автор этой книги американский архитектор Питер Айзенман давно работает с литературными идеологами. Его полагают основоположником архитектурного деконструктивизма, – один из самых известных своих проектов «Хоральное произведение» он создал вместе с Жаком Деррида.
В новой своей книге он обращается к «Западному канону» Харольда Блума и пытается перенести в архитектуру опыт «пристального чтения». Архитектурный канон для него тоже, в известном смысле, предмет деконструкции, и те десять зданий, которые он «пристально» разбирает – одновременно исторические и революционные, результат «атаки на канон», – это то, что называют «постмодернизмом» в архитектуре.
И еще одно важное уточнение: Айзенман пытается увидеть в своих «канонических зданиях» не физические пропорции, не то, что видит глаз, но то, что видит разум, – архитектурную идею.
В доме Де Вора Кана соединяются две разные геометрии и два разных исторических времени, классическое и модерное. Что может быть более модернистским чем стена, пронзающая как нож самое сердце дома, причем дома не модернистского, но имеющего в своей структуре из девяти квадратов отголоски классики? Стена обычно читается как граница между интерьером и экстерьером, но стоит человеку пройти сквозь стену дома Де Вора, как такое прочтение становится проблематичным: вышел он из здания или вошел в него? То, как переживается пространство за определенный интервал времени, отчасти совпадает с тем, как время объекта обычно раскрывается перед субъектом. Так как человек постоянно обретается вокруг стены и постоянно имеет ее в виду, единственное «внутри» – это сама стена. Все остальное находится вне стены, за пределами ее «внутри», но с постоянным осознанием этого состояния «внутренности». Таким образом возникает «время внутри», связанное со «временем снаружи»…
Питер Айзенман. Десять канонических зданий. 1950-2000. Strelka Press, 2017.