Фотограф, основатель и директор собственной Школы фотографии Виктор Марущенко несколько лет работал в театре, с Даниилом Лидером. Это его воспоминания о том, как это было.
Первые встречи с Лидером – это 1976-й или 1977-й год. Мой приятель, талантливый писатель, обладающий даром всех сводить, рассказал, что есть такой гениальный сценограф, и ему нужно поснимать работы, он не удовлетворен пробами, которые ему до сих пор делали. Мы созвонились, и я приехал к Лидеру в мастерскую на Малышко, в доме Минкульта.
В отличие от других, я взял не белую тряпочку для фона, почувствовал что это не годится, я взял экран. И все пошло, и мы с ним проработали очень долго.
Это было время дружбы. Мы сошлись на почве работы, мы сошлись как люди.
Он никогда не нервничал, абсолютно спокойствие. Когда у меня родился ребенок, я все время опаздывал к нем на встречи, на час, больше. Он ждал меня на метро Дарница. Я приезжаю, падаю на колени, а он говорит: «ну я же тут работаю», и показывает эскизы. Все это время он сидел на скамеечке, на открытой платформе и придумывал «Лира».
Или мы на детской площадке, собираем макет, ему помогают ученики, много-много мелких деталей. Все помогали-помогали, ветер подул, все по новой. И так три, четыре раза. Лидер – абсолютно спокоен.
Он был далек от быта. Носил вещи, которые не теряют формы и вида, вечные. Сколько я его помню, у него была желтая кожаная сумка, которую он купил на биеннале в Праге. Деньги у него были, он покупал дорогое-долговечное, чтобы больше не отвлекаться на одежду.
Он был человеком минимальных потребностей. Ничего лишнего. Собранный, абсолютно не притязательный в еде, естественная эстетика минимализма.
Раньше на Грушевского не доезжая Дома офицеров была кулинария. Когда мы работали в Лавре или Театральном музее, заходили в нее выпить кофе. «Даниил Даниилович, давайте я вас угощу». – Хорошо, давай. Я ему беру самую-самую красивую булочку. – Да нет, мне вот эту, за 3 копейки, ту я не ем.
Вне работы я его не помню. Он все время работал, даже когда общался, все равно это были разговоры о работе.
Учитель. Наверное, звучит громко, но я до сих пор считаю его своим учителем. Мне впервые встретился человек с образным мышлением тут, в Украине. Он произвел на меня мощное впечатление, он поразительно отличался от других театральных художников, которые работали фигуративно, или работали с абстрактной формой.
Я начинал заниматься визуальным, и для меня визуальное – это был репортаж, репродукция реальности. Он был первый художник, который показал мне как можно работать с реальностью, переводя ее в смыслы и идеи. После этого я не стал концептуалистом, но вышел за рамки просто фотографии. Я стал мыслить другими масштабами. Сценограф работает не с плоскостью, он работает с пространством, с целым миром.
Лидер выходил за пределы одного изображения; его мыслительная работа – придумать стенографический спектакль, его задача как концептуалиста: переосмыслить и создать художественное решение.
При мне он придумывал «Короля Лира», показывал эскизы, говорил как он думает, это был сложнейший процесс, мощная работа с идейно-тематическим содержанием литературы.
Меня удивляло его искусство: серьезное, мощное переосмысление образов. До него я воспринимал театр как прямое искусство акынов. А он работал со смыслами, придумывал и создавал новые.
Идеально было бы, чтобы он работал с концептуальными режиссерами, но таких у нас не было. Он работал с Сергеем Данченко, что было тоже интересно: Данченко был абсолютно реалистический режиссер, со своими тонкостями. Они создали пару, которая отлично смотрелась. Точные режиссерские постановки основанные на концептуальной работе Лидера.
Мы проработали год, вышла книга в издательстве «Искусство» для которой мы все снимали.
Потом у нас с ним была совместная выставка на открытии Украинского культурного центра в Москве, мои фотографии + его эскизы. Он меня познакомил с Любимовым, с Высоцким. Мы были на Преступлении и наказании» в «Театре на Таганке».
Потом мы просто уважительно жили свои жизни, и я до сих пор вспоминаю время общения с ним, и его вклад в мою.