Лидер и его ученики были единомышленниками, влюбленными в театр энтузиастами. О Данииле Лидере рассказывает главный художник Молодого театра Владимир Карашевский.
На театральный факультет я шел не с радужными планами, просто конкурс туда был меньше, чем на графику и на живопись. О театре тогда вообще не думал. В первый год я не поступил, не хватило пол-балла.
Дирижер театра Ивана Франко был хороший приятель моего отца. Лидер потом так всем и рассказывал: «Подходит Рождественский, говорит, что у него есть друг, с сыном которого надо позаниматься».
И я пришел к Лидеру, притащил папку эскизов, расставил. Даниил Данилович на все посмотрел внимательно. Как сейчас помню, это было на втором этаже в фойе Театра Франко.
Лидер посмотрел и сказал: «завтра приходите». Все. Папа мой спросил: «Даниил Даниилович, как с оплатой за репетиторство»?
«Ничего не нужно, – ответил Лидер, – он мне будет помогать».
Я был поражен: видел, как он шел в театр, ожидал, что это будет пожилой человек, ему было где-то под 60. А он был абсолютно молод. Потертые джинсы SuperRifle. Поджарый, быстрый, не старец.
Он повел меня по цехам, на монтировки декораций, это была школа, видеть как работает художник такого класса.
Так началось освоение ремесла, интересная учеба. Я помогал делать макеты. Мы ведь как делаем макет: он должен быть в определенном масштабе, в расчетах нельзя ошибиться ни на миллиметр, тогда в реале будет очень сильная ошибка. В это время он делал во МХАТе макет по пьесе Рощина «Валентин и Валентина», в воздухе висело много бытовых предметов: газовая плита, раковина, ванна, унитаз, кастрюли… все это я делал, он проверял, при ошибке на миллиметр заставлял переделывать и очень сердился.
Еще были встречи, поездки – в Ленинград, Москву, на выставки, в театр на Таганке, в те годы «Театр на Таганке» был в полной своей силе, мне посчастливилось видеть их спектакли, это был фантастический пример полного взаимопонимания и единодушия режиссера Юрия Любимова и художника Давида Боровского, и Даниил Данилович сам не однократно об этом рассказывал. В общем, на следующий год я поступил, мне уже хватило баллов.
Лидера в Академии не принимали, он был опальным что ли, шел не по академическим, декоративным канонам, которые были приняты, – это дико раздражало живописцев, а нам студентам это очень нравилось, даже когда худсовет исправлял его «пятерки» на «двойки». Через какое-то время его все-таки признали, но он к этому относился довольно иронично.
Когда приглашали театральных художников на пражскую квадриеннале, Давид Боровский посоветовал: «Пригласите Лидера из Киева» – А что Киев?, говорят ему – там болото – А вы пригласите, увидите». «Ну хорошо», – скептически согласился живописец, мэтр Левенталь. Лидер привез «Ярослава Мудрого», софийские фрески на макете сделаны энкаустикой, реставрационные леса. Когда Левенталь увидел макет, было видно, что у него шок. Давид Боровский подходит: «Ну как вам Киев?»
Лидер очень любил момент, когда декорации разбирали, коробка сцены пустела, опускались штанкеты, он говорил: «смотри, как красиво». Он очень любил театральную машинерию, открытый театр без кулис, без падуг.
Лидер говорил нам , нужно предложить режиссеру не только сценографию, но и рассказать, как в нее сыграть, тем самым находить общий язык, им предлагалась действенная сценография, так называемая пластическая режиссура, не просто «фончик», «атмосферка», а активное, мощное (его любимое слово) взаимодействие пространства и предметов с актером, это он называл высший пилотаж.
Он предлагал избегать бутафории: «если используешь бутафорию, пусть она будет явной». Живое яблоко и картонное, чтобы это было понятно. Он меня приучил к реальным фактурам дереву, песку, воде, ржавому железу. Это все – очень убедительно на сцене, но игра в это должна быть условной.
Лидер сумел каким- то чудом нас всех объединить, мы все были очень разные, и характеры ого-го… тем не менее, мы делились идеями, которые переполняли нас, помогали друг-другу, те, кто отставал, подтягивался. Мы все были интересными, к нам приходили с других курсов, а когда у Шефа намечалась выставка все наперебой старались помочь, поучаствовать, хоть как-то приложить свою руку…. все это движение вокруг Шефа, Кира Николаевна (Питоева) назвала Орден Лидера, и действительно, так. Прошло много лет, а он все еще существует…
На свой восьмидесятилетний юбилей Даниил Даниилович сделал мне фантастический подарок, мне была дана возможность поработать с Юрием Петровичем Любимовым в его легендарном театре на Таганке.
«Вот такие пироги», как говорил Лидер… а ведь шел на театральный, лишь бы поступить.