• Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Книга
  • Екран
  • Сцена
  • Стиль
  • Про нас

111 слов

Прочитать

Frankfurter Buchmesse: зробити книги сексуальнішими

12.11.2025

Прочитать

Книга як подорож: в Українському Домі – книжковий фестиваль «Фундамент: історії про культуру»

18.10.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 10 книжок, які зроблять умнішими

18.07.2025

Прочитать

«Книжковий арсенал»: голоси жінок у сучасній українській літературі

26.05.2025

Прочитать

Передзамовляй це: 12 книжкових новинок холодної весни

15.05.2025

Стиль

Прочитать

Школа Ла Камбр: транс-формації

09.10.2025

Прочитать

Божевільні виставки: паризькі храми моди та їхні господарі

04.09.2025

Прочитать

Спека у Парижі: Девід Гокні, Нікі де Сен-Фаль і Dolce&Gabbana

27.08.2025

Прочитать

Еames Lounge Chair: гроші та емоції

11.08.2025

Прочитать

«BUDZIRKA»: креативний кластер, елегантні рішення

23.05.2025

 

inший Kyiv

Культура Великого Міста
  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

inший Kyiv

  • Місто
  • Тиждень
  • Арт
  • Сцена
  • Книга
  • Екран
  • Про нас

In Книга

Серебряная линия мира

1.3K Просмотров 15.06.2017

Серебряная линия мира Pin It

Иной раз подумаешь: да сколько же, право, можно-то. В самом замысле наговорить на каждую из ста восьми улиц старого Вильнюса – каждую, вплоть до переулков! – по отдельной истории (которая, значит, только здесь могла и случиться) есть что-то от насилия и над собой, и над городом, и над веществом жизни.

Взваливший на себя эдакое бремя автор, уж и не знающий, что бы еще выдумать, просто обречен повторяться (ну правда же: вот историю с улицы Кедайню, ту, где по объявлению требовалось – и благополучно нашлось – чудовище, мы уже встречали в «Кофейной книге» лет десять назад, а историю с улицы Бенедиктину, где герои в ночном сновидческом баре пили кайпиринью сердца… где же это мы уже видели?). И вообще (тут включается внутренний зануда, и его не остановить), он ведь все говорит с одной и той же интонацией, – такой характерной, узнаваемой, как бы небрежной и разговорной (ну нет, понимаете, интонационного разброса от ситуации к ситуации… ладно, почти нет), наработал столько автоматизмов, что те сами волокут по узнаваемым дорогам и автора, и читателя; этот последний сам уже заранее чувствует, где линия повествования начнет дрожать, искривляться, переламываться, предвещая герою повороты в судьбе; где ткань зримого вот-вот изотрется или прорвется, и через нее проглянет…

Вот тут, дорогой внутренний зануда, ты лучше замолчи и всмотрись. В то, что проглянет.

Дело ведь тут, по меньшей мере, в том, чтобы наговорить городу свою, собственную – и притом адресованную всем – мифологию, заселить его гениями места (например, тайными хранителями города, такими несомненными ангелами, о которых тем не менее не ведает ни одна из религий). Но это – только нижний уровень предприятия. Основное его здание куда более амбициозно: Фрай выращивает собственную онтологию – совокупность указаний, намеков, догадок о том, как устроен мир. А то и не один – обитатели иных, совсем иноустроенных миров сюда тоже заглядывают. И да, разговорная-небрежная интонация здесь принципиальна. Потому, например, что речь именно о повседневности, о рутине и норме, – то, что мы называем «чудесным», вплетено в самую ее ткань. Оно и становится видно в прорехах, – но оно ей не чуждо.

На самом деле, вот взять бы и написать по устройству фраевского мироздания основательное исследование. По его характерологии и антропологии (да, есть такая вещь, как фраевские человеческие типы, как характерное для них отношение к жизни), по его колористике и кулинарии, урбанистике и этнографии, – не говоря уж о мифологии с онтологией, это вообще обязательно. («Вот вырасту большая – напишу», – влезает со своей репликой внутренний прожектер.) У этого мироздания прослеживаются, между прочим, вполне внятные законы, – ничуть не менее неумолимые и ничуть не более понятные так называемому здравому смыслу, чем те, которые физика, химия и прочие науки успели сформулировать, а школа – вложить в наши головы на правах исходных очевидностей (потому и немудрено, любезный читатель, что ты что-то такое там предчувствовал… чувствуешь же ты силу тяжести? а жжение огня?). И вообще, не с пятого бы тома начинать говорить о «Сказках старого Вильнюса», а прямо с первого, – глядишь, к этому моменту уже и накопилось бы мыслительного материала на приличные обобщения.

Но, в конце концов, кто сказал, что все сто восемь улиц этого онейрического Вильнюса надо обходить в строго определенном порядке? Что этого нельзя делать с любого места в любых направлениях? Во фраевском многомирьи вообще только так и можно. Оно ценит нерегулярность и благодарно-чувствительно к ней. Оно вообще чувствительно к человеку.

А Фрай, простите за банальность, – волшебник. Или один из ангелов, которыми он населил свой Вильнюс. Ну, или одна из линий мира, которая взяла да персонифицировалась. (Собственно, все это – одно и то же.)

Он утешает? – о да. Однако не переставая быть горьким, тревожным, мудрым и – здесь нет парадокса – безутешным.

Я – линия мира, которая не захотела быть кривой и наскоро выдумала себе игру: как будто у меня есть помощник, такой специальный волшебный человек, способный пройтись по городу веселой целительной походкой, размахивая руками, подпрыгивая, смеясь и звеня. Смешная идея, совершенно в моем духе: вместо того, чтобы выправиться самостоятельно, придумать себе помощника, который очень старается, делает, что может, переживает, что не справится, но все равно идет вперед, потому что твердо решил опередить ночь – такой молодец, но, конечно, удивительный дурак, если до сих пор не понял: я и есть серебряная линия мира, прямая и звонкая, вся, целиком, от начала и до конца.

Текст: Ольга Балла

Макс Фрай. Сказки старого Вильнюса – V. – М.: Издательство АСТ, 2016.

читати
Share

Читайте также

Просмотр

Пошук ідеального міста

Просмотр

Встигнути до своїх

Просмотр

Тетяна Некряч: Стейнбек і «три знаки Долі»

Просмотр

Тетяна Некряч: Як Скаут став Глазастиком, а потім знов – Скаутом

Просмотр

Чи є пророк у вітчизні своїй?

Просмотр

Некое бородатое лицо

Просмотр

Хлеба и зрелищ

Просмотр

«Я прошу свободи моїй книзі»

Предыдущий пост

Абсурд. Квир. Антиутопия

In Книга

Абсурд. Квир. Антиутопия

Просмотр

Следующий пост

«Не плакать, не смеяться, но…

In Місто

«Не плакать, не смеяться, но понимать»

Просмотр

Instagram вернул неверные данные.

© 2025 inший Kyiv - All Rights Reserved.

Партнер сайту: