18 июля киевский фуникулер закрывается на ежегодный регламентный ремонт, мы будем скучать без него ровно месяц, но по такому случаю – несколько фактов из его истории:
- Киевский фуникулер у нас, во-первых, – не единственный, а во-вторых, – не первый. Первым в России был Нижегородский «элеватор» (1896), первым в Украине одесский подъемник, тот, что рядом с Потемкинской лестницей (1902). Именно после одесского прецедента киевские власти задумались о проекте модного в Европе «подъемника», соединяющего Подол и Верхний город. Строительство продолжалось два года (с 1903-го по 1905-й).
- Основным инвестором (концессионером) Киевского фуникулера (тогда он назывался «Михайловским механическим подъемом» или «Михайловским электрическим канатным подъемом») было т.н. Бельгийское акционерное общество – группа бельгийских банков и частных предпринимателей. Характерно, что в 1905 году в Брюсселе было создано также «Анонимное бельгийское общество трамвая в Киеве». Бельгийцы на тот момент монопольно контролировали большинство российских трамваев и конок. На строительство киевского фуникулера акционеры потратили 230 тыс. рублей.
- Авторами идеи и разработчиками киевского подъемника были одесситы Артур Абрагамсон и Николай Пятницкий. Абрагамсон за 10 лет до запуска строительства в Киеве издал книгу «Американские подъемные и передаточные механизмы системы Броуна», представлял российские железные дороги на Всемирной выставке в Париже в 1900-м, а кроме того именно он стоял у истоков Киевского яхт-клуба.
- Первоначально киевская «канатка» доходила до Боричева тока, откуда на Контрактовую шел трамвай все того же Бельгийского акционерного общества. Вероятно, это обошлось городу дешевле, чем снос частного дома на месте нынешнего выхода на Почтовой: владелица потребовала непомерную сумму.
- Единственная серьезная авария с киевским фуникулером приключилась в 1929 году, во время ремонта: при замене каната верхний вагон сорвался и столкнулся с нижним. Никто не пострадал, но вагоны были полностью разрушены. Именно после этого была проведена капитальная реконструкция и линия была продлена, т.е. приобрела свой нынешний вид.
- В середине 70-х «Киевпроект» разрабатывал планы замены фуникулера более современными эскалаторами или вертикальными лифтами с траволаторами. В 1980-м году история киевского фуникулера могла закончиться. Но по каким-то причинам ликвидация не состоялась, и механическая «канатка» была признана памятником истории.
- За сто с лишним лет технические характеристики фуникулера мало изменились: движется он по-прежнему со скоростью 2 м/с, вагоны вмещают около 70 человек.
Ну и наконец, помните ли вы такой нижний вход: через коридор старого дома (надо думать, того самого частного дома, из-за которого ломались копья в начале прошлого века).