«Я Галерея» Павла Гудимова сделала выставку о городе как (анти)утопии в рамках Книжного Арсенала.
«Metropolis. Прошлые утопии будущего» рассказывает о том, каким в разные эпохи представлялся город грядущего, в соответствии с темой нынешнего арсенала — проектирование будущего. Хотя на самом деле этот культурологический проект повествует о прошлом, которое смотрит в будущее, из которого на это прошлое иронично, а иногда и с ужасом, взираем мы: так вот что нам уготовано всеми этими архитекторами, писателями, безудержными фантазерами.
По версии предтечи стимпанка Альбера Робиды, в 2000 году дамы из оперы разлетаются на воздушных такси, но с турнюрами, декольте, плюмажами и в панталонах. Это очень смешно. По версии гениального архитектора, маньяка геометрии Якова Чернихова, города превращаются в цеха заводов, вздымают ввысь миллионы тонн металлоконструкций, и даже памятник Колумбу — эдакий филиал «Криворожстали». Это идеально с точки зрения графики и архитектуры и страшно с точки зрения человечности, кажется, что теплую твою кровь заменили мазутом, кости железными трубками, а сердце — конечно, мотором.
И еще страшнее, но по-другому, то, что приходит на смену разгромленному за конструктивизм Чернихову: все эти сталинские необъятные плацы с теряющимися в облаках звездатыми башнями и гигантскими статуями тиранов. Архитектор Валериан Рыков, создавший в начале прошлого века в Киеве немало прекрасных, очень киевских, зданий, в 1935-м проектирует комплекс Правительственной площади (бывшей Михайловской, с которой счищен, конечно, Михайловский монастырь и памятник княгине Ольге, спроектированный за двадцать лет до этого самим же Рыковым). Центр изначального Киева должен превратиться в тоталитарный форум, по которому и в жару, и в снег едут броневики, а солдаты империи возносят привет Мальчишу.
Мечты об идеальных городах рассказывают больше о тогдашнем настоящем, чем о нашем будущем. О надеждах и страхах тех людей, об их вере и решимости, о тех пределах, до которых они готовы дойти. Практически одновременно Ле Корбюзье создает «План Вуазен» (1924), предполагавший полную перестройку центра Парижа, — как будто мало было перестройки Османа, — а Фриц Ланг снимает фильм «Метрополис» (1926) о рабах машин. Небоскребы «Метрополиса», несмотря на визуально совершенную картинку, пугают нас, но ведь и «План Вуазен» с его одинаковыми рядами высоток на месте квартала Маре и старого города мог осуществиться, и Правительственная площадь Рыкова могла задушить центр Киева. Оглядываясь назад, остается только радоваться, что удалось спастись от иных фантазий архитекторов.
Жаль, впрочем, что не построен «Акрогород» американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, где каждому жителю полагается зеленый акр и летательный аппарат для передвижения. Наши города больше отвечают пессимистичным прогнозам прошлого, чем оптимистичным, урбанизация обезличивает, мегаполисы всасывают деньги и взамен выбрасывают мусор. Да и вообще сейчас, кажется, не модно грезить о будущем, с настоящим бы разобраться. Вот, например, с метро на Троещину…
Текст: Марина Полякова
- Что: «Я Галерея», «Metropolis. Прошлые утопии будущего»
- Где: «Мистецький арсенал», «Книжный Арсенал 2018», ул. Лаврская, 10-12
- Когда: 30 мая — 3 июня, 10:00–20:00.