Фрай остается Фраем – вне зависимости от того, о чем он пишет. Даже греческие боги у него источают присущие Фраю ядовитый сарказм и язвительность. По сравнению с отстраненным и, несмотря на всю фривольность исходного материала, довольно-таки целомудренным описанием богов в привычном изложении Александра Куна, вариант Фрая куда более живой и, я бы сказала, очеловеченный. Его боги – не мраморные античные статуи, а члены многодетной дисфункциональной семейки, вынужденные жить под одной крышей и терпеть друг друга.
Читая мифы в изложении Фрая, не только узнаешь, что Гермафродит это, оказывается, сын Гермеса и Афродиты (казалось бы, на поверхности же лежит, а никогда об этом не догадывалась), а «Красавица и Чудовище» – вольное переложение мифа об Эросе и Психее, но и понимаешь, что греческие боги, несмотря на все их могущество, красоту, силу и ум, были, в общем-то, изрядными говнюками, и просто удивительно, как им удалось не угандошить друг друга, а заодно – и все человечество.
Вообще, «Миф» – это одновременно полезное и невероятно увлекательное чтение. Желание Фрая расположить все события в относительной хронологической последовательности помогает вспомнить, а иногда и просто понять, что на чем стояло, кто на ком лежал (нередко – в буквальном смысле, Фрай ничего не скрывает) и что из этого вышло. А благодаря блистательным, остроумным диалогам и легкому, яркому языку (отдельное спасибо Шаши Мартыновой за замечательный перевод) текст начисто лишен дидактичности, присущей каноническим пересказам греческих мифов: он дышащий, пульсирующий и живой.
– Убить отца? – Крий уставился на мать в недоумении. – Н-но как… В смысле…за что? В смысле…ой.
– А нам-то что с этого, мама? – спросила Эврибия.
– Ой, да весь мир и все, что в нем есть, – сказала Гея”.
А это Гея пришла к Рее, которая отказалась ей помогать, но предложила обратиться к ее брату Кроносу, который постоянно жалуется на Урана:
– Неужели? – вскричала Гея. – Правда? И где же он?
– Наверное, мыкается по пещерам Тартара. Они с Тартаром очень ладят. Оба сумрачные. Унылые. Угрюмые. Устрашающие. Жестокие.
– О боже, только не говори, что влюблена в Кроноса…
– Замолви за меня словечко, мамуль, а? Он такой мечтательный. Ах эти черные пылкие очи. Грозовые брови. Долгие молчания.
Гея всегда считала, что долгие молчания ее младшенького – признак неразвитого интеллекта, не более, однако благоразумно воздержалась от комментариев
Стивен Фрай. Миф: Греческие мифы в пересказе / Пер. с англ. Шаши Мартыновой. Фантом Пресс, 2018.
Текст: Марина Барановская